09 июля 2021
Статья

Экспоненциальное мышление, или единственный путь для бизнеса

Преподаватель Университета Сингулярности в области инноваций и предпринимательства, эксперт программы Global Shift Expedition. Portugal Мануэль Танжер рассказал, что нужно учитывать, чтобы обеспечить экспоненциальный рост компании.
Экспоненциальное мышление, или единственный путь для бизнеса
Источник: LYCS Architecture on Unsplash

Экспоненциальные технологии

Самое известное определение экспоненциальных технологий ввел сооснователь Intel Гордон Мур. Он предсказал фактическое удвоение вычислительной мощности и структуры чипов без изменения их размеров. Вспомните школьный курс: экспоненциальная функция удваивается по мере роста: от 1 до 2, затем до 4, до 16 и так далее. Паттерн удвоения, идентифицированный Муром для интегральных схем, относится к любой информационной технологии. Сегодня этот процесс наблюдается в целом ряде отраслей: компьютерная cфера, робототехника, нанотехнологии, генетика, медицина.

Изучением быстроразвивающихся технологий, способных обеспечить экспоненциальный рост и развитие в соответствии с законом Мура, их воздействия на общество и на будущее, к которому мы стремимся, занимается Университет Сингулярности — «мозговой центр» Кремниевой долины. Один из его основателей, футуролог, автор нескольких изобретений и книг, технический директор Google Рэй Курцвейл выделяет два наблюдения, позволяющих понять экспоненциальные технологии: 

  1. Инновации развиваются экспоненциально: чем больше инноваций существует, тем больше есть комбинаций для создания новых. Если у вас есть инновация А и инновация B, их можно связать и создать инновацию С. Это объясняет, почему большое число технологических прорывов происходит за все более короткое время.
  2. Второе наблюдение: закон ускоряющейся отдачи, говорит о том, что все, что подвергается цифровизации, развивается по дуге экспоненциального роста. Самый первый компьютер, аналитическая машина, был механическим, и, чтобы он заработал, нужно было крутить колесо. Мы склонны полагать, что только интегральные схемы и транзисторы растут экспоненциально, но это не так. Когда вы видите нечто, впервые становящееся цифровым, вы должны понимать, что запустится дуга экспоненциального роста. 

На интуитивном уровне людям тяжело воспринимать экспоненты, потому что мы живем в ограниченном линейном пространстве. Экспоненциальный рост начинается медленно, сначала результаты кажутся обманчиво невыдающимися, но по достижении определенного порога рост становится заметным и наступает прорыв — технология становится революционной. 

Вспомните первый цифровой фотоаппарат, который разработала компания Kodak, а точнее, сотрудник-инженер Стив Сэссон. Он заинтересовался исследованием потенциальных видов использования новой технологии под названием «прибор с зарядовой связью» (ПЗС) — электронного светочувствительного устройства. В 1976 году Сэссон представил прототип: громоздкий прибор весом почти 4 килограмма. Чтобы сделать фото, требовалось оставаться неподвижным 23 секунды, разрешение составляло 0,01 мегапикселя, а качество изображения было ужасным. На рынке в то время уже существовали такие игроки, как Pentax, Olympus, Nikon, Canon, и все они производили высококачественные нецифровые фотоаппараты. Конечно, руководство Kodak поначалу не восприняло концепцию Сэссона всерьез. Но год за годом качество изображения улучшалось и превзошло нецифровые камеры. Сегодня число цифровых камер фактически превысило общее число когда-либо существовавших нецифровых, и этот постоянный рост изменил всю отрасль. 

Теперь представьте, что вы работаете с экспоненциальной технологией, за которую вам предлагают заплатить сразу миллион евро или же 10 центов, которые в течение 30 дней каждый день будут удваиваться. Если вы откажетесь от миллиона, то на 15-й день у вас будет только 163 евро. Но задумайтесь: еще через 5 дней у вас будет 5 000 евро, с 27 дня сумма составит более миллиона, а на 30-й день вы получите 10 миллионов. Так что бы вы выбрали, будь вы руководителем? 

Экспоненциальные организации

Почему трансформация в экспоненциальную организацию — единственный путь для компаний, которые хотят добиться успеха в бизнесе? Экспоненциальные организации — это организации, которые оказывают несоизмеримо большее воздействие (или обладают несоизмеримо высокой продуктивностью) по сравнению с другими аналогичными организациями благодаря использованию новой организационной модели и быстроразвивающихся технологий. Они — единственные, кто сможет успешно адаптироваться к новой повсеместно и глубоко информатизированной среде и превратить ее в конкурентное преимущество. 

В книге Салима Исмаила «Взрывной рост. Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей» описана модель, включающая ряд характеристик, которые отражают внутренние и внешние механизмы, используемые для достижения экспоненциального роста.

  • Интерфейсы. Это алгоритмы и автоматизированные рабочие процессы, благодаря которым выстраивается взаимодействие с владельцами акций, клиентами, сотрудниками компании, внешними экспертами. 
  • Дашборды (системы контроля). Обновляемые в режиме реального времени, легко адаптируемые системы контроля, содержащие основные показатели деятельности компании и отдельных команд/сотрудников и доступные каждому в организации.
  • Экспериментирование. Тестирование идей и непрерывное экспериментирование на основе контролируемых рисков.
  • Автономность. Позвольте людям самим выбирать, к каким проектам они хотят присоединиться. Структура, при которой команды работают в условиях децентрализованной власти, увеличивает гибкость, и, самое главное, повышает уровень обучения организации. Автономность — необходимое условие для свободных от ограничений инноваций.
  • Социальные технологии. Внутренние социальные инструменты коммуникации дают возможность ускорить рабочий процесс, общаться внутри команды на цифровой скорости, будь то основная команда или расширенная команда «срочного найма». Главная задача — сделать процесс быстрым, оперативным и скоординированным. 
  • Сообщество и окружение. Если вы хотите расти и быть динамичными, нужно иметь основную команду, но быть способными ее наращивать и быстро приобретать новые компетенции. Создавайте доверительные отношения со специалистами и нарабатывайте базу экспертов и исполнителей, к услугам которых вы будете прибегать для расширения и увеличения экспоненциальной компании. 
  • Алгоритмы, искусственный интеллект. Грядущий взрывной рост объемов данных в скором времени сделает алгоритмы одним из важнейших компонентов любого будущего бизнеса. Это ключ к успеху любой организации, которая хочет встать на путь экспоненциального роста.
  • Внешние, сторонние активы. Многие компании имеют в своем распоряжении и используют такие активы, как машины, компьютеры или недвижимость, которые им не принадлежат. Вспомните Airbnb или Uber: они не владеют домами или автомобилями, но контролируют их. Подумайте не о собственности, покупке и владении активами за счет компании, а о создании некой платформы, где используются внешние активы, и таким образом создается ценный продукт. 
  • Вовлечение. Экспоненциальные компании используют такие методы вовлечения потребителей, как программы лояльности, стимулы, цифровые рейтинговые и репутационные системы, которые поддерживают интерес сообщества и окружения и помогают ускорить рост благодаря увеличению потока инновационных идей и более высокой лояльности потребителей. 

Совсем не обязательно использовать все характеристики вместе, но имеет смысл взять их на вооружение, чтобы обеспечить компании оптимизацию и расти по экспоненте. Чем больше у вас этих характеристик, тем больше возможностей для масштабирования.

Экспоненциальное мышление

Один из позитивных результатов развития экспоненциальных технологий — это изобилие, а экспоненциальные организации по своей природе предназначены управлять изобилием. Мы живем в эпоху, когда наше положительное воздействие на мир несравнимо с тем, что было раньше. Люди прикладывают много усилий для создания общего благосостояния. Продукты и услуги становятся все более доступными, по мере развития технологий появляется все больше возможностей. И хотя ввиду этого мы видим впечатляющий рост потенциала и снижение цен, тем не менее, индустрии больше, чем когда-либо, тратят: открываются новые горизонты, компании больше вкладываются в улучшение и доработку продуктов. И для отраслей это, скорее, ситуация возможностей, а не снижения прибыли.

Если вы хотите создать миллиардный бизнес, поставьте перед собой значимую трансформативную цель — так вы сможете оказать на мир существенное влияние, создать вокруг себя то, что Джон Хейгл и Джон Сили Браун называют «силой притяжения».

Если сейчас вы развиваете или создаете компанию, у вас есть несколько вариантов: заняться решением крупных проблем, решать проблемы среднего масштаба или уделить внимание мелким проблем. Но приведем любопытный жизненный факт — скорее всего, по сложности эти проблемы окажутся примерно одинаковыми. Поэтому занимайтесь решением больших проблем — в них зерно больших возможностей. Чем сложнее задача и чем больше усилий вы приложите для ее решения, тем больше будет ваш рост. Вспомните Google, Apple, Uber, Airbnb — десять лет назад их цели казались недостижимой мечтой, но постоянное развитие технологий вокруг и вера в успех позволили им реализовать задуманное и изменить рынок. Мыслите масштабно, ловите крупную рыбу и нацеливайтесь на десятикратный результат.

Если вы не совершите переход к экспоненциальной организации и сохраните традиционную модель, то рискуете уйти в небытие. То, как глобально конкурентные в своей нише компании перепридумывают свой бизнес, продукты, бизнес-модели и строят стратегии экспоненциального роста, мы подробно изучаем на программе Global Shift Expedition. Portugal. Новый поток программы стартует 1 ноября.


(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.