26 июля 2023
Статья

Что происходит с предпринимательством в России сегодня

На панельной дискуссии «Герои городов: предприниматели новой волны» руководитель Школы управления СКОЛКОВО Александр Ким вместе с представителями компаний и инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса обсудили, какую роль российские предприниматели играют в экономике страны, какие возможности для развития и меры поддержки предпринимательского сектора существуют сегодня и как бизнес меняет наше качество жизни.
Что происходит с предпринимательством в России сегодня

Статистика предпринимательского сектора в России

По данным ВЦИОМ, 92% россиян относится к малому и среднему бизнесу (МСП) положительно, причем среди молодых людей до 24 лет эта цифра составляет 99%. Такой высокий процент поддержки населения раньше был только у крупных организаций. Теперь, если проводить аналогию между бизнесом и кровеносной системой, общество приходит к пониманию, что большие компании — это сердце и мощные сосуды, а малые и средние — капилляры, которые регулируют множество процессов. 

С экономической точки зрения вклад малых и средних предприятий в России составляет 20% ВВП. Для страны с сильным сырьевым сектором это весомый показатель. 40% населения занято в сфере МСП, и эта цифра продолжает расти. Дальше рассмотрим, чем объясняется повышенный интерес к предпринимательству и какие факторы могут сдерживать его еще более активное развитие.

Городское пространство как фактор развития предпринимательства

Сегодня большинство владельцев МСП задумываются о том, как их бизнесы встраиваются в облик города и каким образом могут оказать на него положительное влияние — стало важно не просто развивать свой бизнес, но и улучшать пространство вокруг себя, своей пекарни/пиццерии/магазина. Некоторые идут дальше и инвестируют в развитие региона, тем самым, в том числе, повышая рентабельность своего бизнеса

«По данным нашего исследования, граждане достаточно часто высказываются о необходимости социальных инвестиций со стороны предпринимателей. Сегодня сами предприниматели понимают, что вложения в обустройство городского пространства напрямую влияют на их бизнесы», — подтверждает главный управляющий директор «ВЭБ.РФ» Андрей Самохин. 

Однако для дальнейшего развития этого тренда важно качественное улучшение взаимодействия предпринимательского сектора с государственными органами: «У предпринимателей в регионах бывают хорошие идеи по улучшению среды, но часто от них отказываются, не найдя поддержки городских служб. Если бы государство было более открыто к диалогу по таким проектам, предприниматели бы могли действовать активнее», — считает Эдуард Чечерин, основатель платформы по поиску работы для школьников и студентов TRIXTER. 

Чтобы вывести взаимодействие между представителями бизнеса и государственными структурами на новый уровень, важно развивать экономику предложения. Ее основа — создание условий для развития предпринимательства со стороны муниципальных властей, а со стороны бизнеса — реализация востребованных и полезных для государства городских проектов. 

К примеру, в Хабаровске предприниматели создали культурный центр и одновременно маркет с возможностями для реализации бизнеса. «Приходя на секции центра, люди могут предлагать и продавать свои товары и услуги. Так возникла инфраструктура, где возможно, с одной стороны, провести время и поучаствовать в бесплатных занятиях, а с другой, начать заниматься предпринимательством», — рассказал Андрей Самохин. 

Таким образом создание проектов, где реализуются задачи государства, бизнеса и общества, помогают «подружить» ключевых стейкхолдеров, объединив их общей целью по улучшению городской инфраструктуры. 

Чтобы создавать такие проекты, важно постоянно развиваться, расширять предпринимательский кругозор, исследовать рынок, обучаться на специализированных программах для владельцев бизнеса. Одна из таких программ, например СКОЛКОВО «Практикум», ориентирована именно на малое и среднее предпринимательство, здесь люди учатся решать большой спектр предпринимательских задач: «Начиная от поиска бизнес-моделей, заканчивая проектным управлением и управлением финансами, мы оказываем социальный эффект на общество. Многие наши выпускники нашли новый вектор развития своего бизнеса на программе», — рассказал Александр Ким. 

Как бизнес меняет качество жизни

Один из прямых эффектов успешных предпринимательских инициатив в области инфраструктуры — это создание атмосферы, благодаря которой люди хотят жить и развиваться именно в своем регионе, особенно это касается креативных бизнесов: «Часто кажется, что онтологический разрыв между бизнесом и креативом огромен, но это не так. Креативные предприниматели могут не давать большой валовый продукт для муниципалитета, но они делают так, чтобы люди оставались в регионе», — сказал Олег Ракитов, директор-координатор социокультурных программ «ВЭБ.РФ».

Кроме того, малый и средний бизнес оказывает видимый социальный эффект. Он достигается не только инфраструктурными изменениями, например, улучшением дорог, но и открытием новых предприятий:

«Бизнес дает сервис и услуги, которые нужны обществу, и тем самым оказывает социальный эффект. Город становится более привлекательным для жителей, создает положительную энергетику и предлагает более высокое качество жизни», — отметил руководитель Школы управления СКОЛКОВО Александр Ким.

«Если говорить о предпринимательстве, по нашим наблюдениям, помимо рабочих мест, экономики и развития городской инфраструктуры, есть прямое влияние на продолжительность жизни. Например, мы выяснили, что одна клиника во Владивостоке расширила доступ к медицинским услугам и таким образом помогла многим людям», — добавил Андрей Самохин. 

Такие бизнесы становятся драйвером развития города. Предприниматели, вовлекаясь в процесс производства, рефлексируют о том, почему они живут в этом городе и как могут быть ему полезны. Креативный кластер предпринимателей — дизайнеры, художники, IT-разработчики, ювелиры и другие — во взаимодействии друг с другом создают новые точки роста для расширения городских возможностей. 

По статистике, сегодня в России на 10 тысяч человек приходится три социокультурных объекта. Постепенно эта цифра растет. Большое число социокультурных мероприятий — 300 на 10 тысяч человек — показывает, что запрос на развитие данной индустрии есть: «По данным субиндекса «Ломоносов», у молодых людей в возрасте до 30 лет в топ-3 факторов для жизни в городе обязательно входит наличие развитой социокультурной инфраструктуры», — сказал Андрей Самохин.

Меры поддержки предпринимательства 

Чтобы стимулировать предпринимателей выходить на рынок, расширяться и наращивать аудиторию, существуют различные государственные финансовые и нефинансовые меры поддержки. Финансовые меры — это льготные кредиты и гранты. Нефинансовые — любая помощь в реализации проектов. Например, бесплатное выстраивание маркетинговых компаний.

Генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина назвала ряд центров и проектов, которые оказывают разные виды содействия бизнесу. По всей стране функционирую центры «Мой бизнес», где оценивают бизнес-идею, помогают составить маркетинговый план и решать другие бизнес-задачи. Также есть национальный проект «Экспорт». Он занимается выводом малого и среднего бизнеса на более чем 150 международных маркетплейсов. Еще одна опция поддержки — платформа МСП.РФ, запущенная Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития РФ в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Там собрано около 40 онлайн-инструментов для ведения бизнеса. 

Также существуют инициативы по поддержке ИТ-компаний, к примеру, от Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Одна из программ помогает получить до миллиона рублей на маркетинговое продвижение российского ПО и ИТ-услуг. Еще одним примером поддержки являются инициативы фонда «Сколково»: 

«У «Сколково» есть программы, сфокусированные на передовых направлениях. В нашем треке промышленной политики в области электроэнергетики была отличная экспертная команда, от которой мы до сих пор чувствуем поддержку», отметил генеральный директор компании «Яблочков» Алексей Моторенко.

Также Алексей добавил, что при организации экспорта предприниматели могут обратиться в Российский экспортный центр (РЭЦ): «РЭЦ два раза оплачивал перевозку нашего оборудования в Дубай на международную выставку. Это ощутимая мера поддержки, когда средств на передвижение не хватает». 

Популяризация образа предпринимателя

Кроме всех перечисленных мер поддержки малого и среднего бизнеса, важный момент — это в целом повышение лояльности к образу владельца бизнеса. Эдуард Чечерин считает, что сегодня российскому бизнесу необходимы инвестиции в образ предпринимателя: «Нужно, чтобы стало модно покупать что-то отечественное. Например, я горжусь, когда покупаю одежду российских дизайнеров, и подобные инвестиции для поддержки бизнеса сейчас необходимы». 

Также важно развивать идею предпринимателя-экспортера для расширения горизонтов: «В условиях наложенных санкций экономика России будет более самодостаточной. Нужно работать над качеством производимых товаров и услуг», — отметил Александр Ким. 

По мнению Андрея Самохина, тема предпринимательства будет приобретать все большую популярность, когда процесс создания и улучшения условий для ведения бизнеса станет планомерным: «Если будут условия, доверие к предпринимателю автоматически вырастет». 

Таким образом, сегодня у предпринимательского сектора с одной стороны есть большой потенциал роста и разнообразные инструменты поддержки — как финансовой, так и интеллектуальной, с другой — очевидно, что многие процессы, в том числе взаимодействие с государственными учреждениями, требуют выхода на новый качественный уровень. Кроме того, крайне значимым аспектом является работа с общим имиджем владельца бизнеса, донесение той ценности для общества, которую создают предприниматели, популяризация идеи о том, что малый и средний бизнес действительно могут оказывать серьезный положительный эффект на инфраструктуру городов и качество жизни общества в целом.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie