13 октября 2022
Статья

Будущее ESG: сохранить универсальный язык

Что ждет проекты, связанные с устойчивым развитием? Куда обратиться в поисках альянсов и на чем стоит сосредоточить усилия в ближайшее время? О будущем ESG пообщались Ирина Бахтина, директор устойчивого развития компании «Русал», и Владимир Залужский, руководитель блока взаимодействия с инвесторами компании «Северсталь» с Еленой Дубовицкой, директором Центра устойчивого развития Школы управления СКОЛКОВО, в эфире проекта SKOLKOVO.Insights.
Будущее ESG: сохранить универсальный язык

В 2020 году размер ответственного инвестирования достигал порядка 35 триллионов долларов, и в самом начале 2022 года эта цифра многократно увеличилась. Уже в мае 2022 года наблюдался существенный отток инвестиций, причем месячный отток составил порядка двух с половиной миллиардов долларов. Конечно, это связано, в том числе, с тем, что отрасль претерпевает глобальные изменения. 

Универсальный язык

В России драйвером для развития ESG-повестки во многом были зарубежные инвесторы, участие которых резко сократилось. Ушли зарубежные рейтинговые агентства ESG, отозвали рейтинги, прекратили работу с российскими компаниями, листинг российских компаний на биржах Лондона и США приостановлен, а внешнеторговая деятельность с многими странами сейчас нарушена.

ESG — это такой универсальный язык, как английский, на котором говорят в принципе компании во всем мире. Это как диплом Гарварда, ты приезжаешь и говоришь, что у тебя вот такой-то рейтинг MSCI. И они смотрят и говорят: «А у нас тоже такой рейтинг MSCI». Вот и поговорили. Можно уже, так сказать, вести дела или можно, например, рассмотреть возможность инвестирования в эту компанию, пояснил Владимир Залужский, руководитель блока взаимодействия с инвесторами компании «Северсталь». 

В целом, ESG-стратегии можно разделить на два подхода: дерискинг и дифференциация. Первый подразумевает «поддерживающую функцию»: компания обеспечивает себе возможность безболезненно вести свою деятельность в будущем с учетом изменения требований стейкхолдеров, соответствовать требованиям законодательства, инвестировать в развитие, поддерживать бренд. Второй - принятие амбициозных целей, сверхобязательств, в расчете на более высокую оценку инвесторов и полноценное соответствие «зеленому» статусу продукции. Крупные компании, которые давно занимаются ESG, всегда старались идти по пути дифференциации. Но в нынешних условиях, замечают эксперты, даже они вынуждены переходить больше к стратегии дерискинга. 

Можно назвать ее no-regrets moves — минимальный компактный набор ESG-активности, который ты всё равно хочешь продолжать вести вне зависимости от экономической среды.
Я считаю, что крайне важно сейчас и ESG-командам в компаниях, и генеральным директорам, увидеть потенциал в том, что надо продолжать, может быть, и в сокращенном объеме, не потерять динамику, не потерять компетенции накопленные, продолжать, где возможно, поставлять даже в зарубежные ESG-рейтинги информацию о себе, даже если она не будет отражена, рассчитывая на то, что на новых рынках, и анализ показывает, что на рынках дружественных стран принципы ESG примерно похожи, конечно, есть отличия, но в целом принцип универсальный.


Монетизация ESG как часть общей стратегии

Вопрос монетизации этой сферы стоит довольно остро, особенно в нынешнее время. 

В этом смысле наиболее перспективен для монетизации дифференциальный подход к (в противовес к дерискинговому подходу). Основная цель его — создание устойчивого конкурентного преимущества. 

Передовые компании в России шли по этому пути, понимая, что по сути, это единственный инструмент монетизации в сфере ESG. Но есть и проблема: компании в этом случае необходимо работать с опережением времени, предлагая продукт, которые будет востребованным в далекой перспективе. 

Если вы бережете персонал, развиваете, обучаете, вы вряд ли получите за это какую-то рыночную дополнительную ценность или стоимость. Вы избежите рисков, вы, скорее всего, не попадете в тюрьму, вы выплатите налоги, вы дополнительно разовьете персонал. Это всё замечательно, но на рынке ваши усилия могут быть оценены, только если вы представляете конкурентоспособный в долгосрочной перспективе отвечающий ожиданиям рынка будущего продукт или услугу. И в этом смысле вот уравнение не сложилось, — пояснила Ирина Бахтина, директор устойчивого развития компании «Русал».

Колоссальную роль играет стратегия. По мнению экспертов, ESG-повестка неразрывно связана с основной сферой деятельности компании, вплетена в нее, даже если не выделена в отдельное направление. Так и вопрос монетизации связан в большей степени с повышением прибыли компании в целом.

Просто обычная модернизация производства, как правило, замена старого оборудования на новое автоматически приводит к уменьшению экологической нагрузки. Сама по себе, даже если вы это не называете осмысленной ESG-стратегией. Вы просто меняете старое оборудование на новое и автоматически, как с машиной, да, она лучше, — сказал Владимир Залужский, руководитель блока взаимодействия с инвесторами компании «Северсталь».

Идеальный вариант — сочетание двух подходов.

Вспомните как пострадал Илон Маск с рейтингом System Abilities Dow Jones, когда с точки зрения продукта и конкурентного преимущества все неплохо, а с точки зрения этических норм, отсутствия корпоративного кодекса этики, ряда скандалов, связанных с расизмом, это все, что касается человеческого капитала, это ресурсная база его, вот эта половина уравнения не сработала… Это уравнение в идеале должно быть из двух частей, — добавила Ирина Бахтина, директор устойчивого развития компании «Русал».


Новые направления

С уходом западных компаний логично предположить, что будущее ESG в противоположной стороне: в альянсах со странами АТР, Ближний Восток. Однако здесь есть свои «тонкости перевода».

ESG-подход на 80% практически универсален от России и до стран Азии и Латинской Америки, но есть локальная специфика, считает Владимир Залужский. Впрочем, стоит учитывать, что общая база сильно связана с особенностями региона, культурой и религией, так что очень важно физическое присутствие в регионе, понимание тонкостей и особенностей.  

Исторически в Азиатском регионе присутствовало очень небольшое количество российских компаний, во многом, это связано с очень строгим требованиям к корпоративному управлению. В нынешнее время, в условиях неопределенности, есть смысл рассматривать ранее неизведанные направления, считает эксперт.   

Для горнодобывающего сектора, например, могут быть интересны биржи Йоханнесбурга, Южной Африки. Южная Африка – практически состоит из горнодобывающих компаний и это огромная биржа, которая входит в топ-10 мировых. Казахстан – регион с большим количеством добывающих компаний, которые очень хорошо знают российский бизнес. Большое преимущество в этом случае в том, что знание российских компаний на биржах Азии все-таки пока ещё очень маленькое, а конкуренция высокая.

Обсуждая возможные пути развития в условиях санкционного давления и ограниченных возможностей по созданию альянсов в ESG-тематике эксперты сошлись на том, что устойчивое развитие в некотором смысле - универсальный язык, который говорит о проблемах, важных для любых стран, общемировых задачах. Оптимальным видится, как раз, выход в сохранении наработанных навыков, в стабилизации и поиске новых направлений и новых стратегий.

Совет: не ухудшать то, что уже было достигнуто. Мне кажется, мы, в общем, пытаемся до этого договориться на рынке с начала этого года, постоянно подчеркивая, что очень многое было уже достигнуто и было бы просто и обидно и неразумно сейчас прекращать или серьезным образом ухудшать какие-то важные программы с точки зрения социального, экологического или управленческого аспекта развития бизнеса, — подвела итог Ирина Бахтина, директор устойчивого развития компании «Русал».
(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie