07 октября 2021
Статья

Авторитет лидера. Как приобрести и не потерять

Нужно ли родиться лидером, или им можно стать? Спойлер: можно стать. Джек Вуд, профессор CEIBS, IMD, приглашенный профессор СКОЛКОВО, и Алексей Улановский, профессор бизнес-практики СКОЛКОВО, обсудили вопросы лидерства в рамках сессии на дне празднования 15-летия бизнес-школы СКОЛКОВО.
Авторитет лидера. Как приобрести и не потерять
Источник: Jehyun Sung on Unsplash

Лидер и его полномочия

Алексей Улановский: Authority переводится на русский язык как полномочия, авторитетная личность, фигура. Рональд Хейфец определяет авторитет как дарованную власть выполнять некий сервис или некую службу. Здесь подчеркивается сразу несколько ключевых элементов: авторитет — это что-то дарованное, что могут и назад забрать, так же, как подарили.

Авторитет — это такая же штука, как, например, гравитация: бесполезно отрицать. Как только мы оказываемся в группе, возникает неравенство: какие-то отличия, распределение ресурсов — денег, времени, права говорить первым. Всегда есть конкуренция за то, кто больше говорит. Авторитет дает определение и понимание своего места в группе. Как только мы забираем авторитет из группы или кто-то начинает сомневаться в авторитете, количество драк и конфликтов резко увеличивается. Так возникают революции.

Исследуя тему авторитета, мы изучаем поведение животных в группе. Как узнать, кто обладает большим авторитетом в стае? Очень простой признак: это та особь, на которую все ориентируются. Мы наблюдаем похожий феномен у детей. Уже в группе четырехлеток авторитет распределяется неравномерно: кто-то инициирует игры, выступает медиатором конфликтов и говорит от лица всей группы. А остальные склонны подчиняться, имитировать и — что важно — дарить подарки.

А как узнать формального лидера — менеджера, который официально уполномочен на выполнение своей роли? Есть четыре признака:

  1. Накладывать вето на прием кандидата.
  2. Отдавать поручения подчиненным.
  3. Награждать подчиненных
  4. Инициировать отстранение подчиненных от должности.

Если нет даже одного из этих компонентов, менеджер не вполне авторизован своим руководителем. Но это еще не все. Помимо формального существует уполномочивание личностное. Важно понять: личный авторитет не сводится к личностным чертам, это часть большей сложной динамики в группе и в групповых процессах.

Лидер среди лидеров

Алексей Улановский: На программу EMBA приходят состоявшиеся, уважаемые, успешные менеджеры. Эти люди равны. Но как только мы разбиваем студентов по малым группам, неизбежно происходит распределение лидерства, влияния и авторитета.

Мы провели опрос среди executive-коучей и консультантов программы EMBA. Эти люди как эксперты наблюдали более 200 малых групп, и мы осознали, что это отличный ресурс и способ узнать, как появляются лидеры в таких группах равных, кого группа наделяет особыми полномочиями.

Как участники малых групп приобретают свой авторитет? Они заботятся о других членах команды, бережны, готовы слушать мнения, задают вопросы другим участникам. Обладают уверенной четкой аргументированной позицией, некоторые — громким голосом. Делают то, что говорят. Берут на себя ответственность. Не боятся играть лидерскую роль, когда другие избегают брать на себя ответственность.

Теперь я хочу представить Джека Вуда — профессора, преподавателя на программе EMBA в глобальных университетах и бизнес-школах.

Джек Вуд: Результаты исследования — это универсальный рецепт, который работает в любой группе — будь то китайские, российские, саудовские, израильские, американские или европейские студенты. При этом ключевой компонент, я считаю, это забота о других. Никто не может стать лидером без того, чтобы другие позволили ему быть лидером. Лидеры заботятся о физических состояниях и эмоциях других людей, чтобы они — их последователи — дали им их авторитет. Это всегда так работает.

Согласно исследованиям, даже у животных альфа-самец — это не самый агрессивный и не самый брутальный представитель, а тот, кто заботится о детенышах: следит, чтобы они были сыты и в безопасности. То есть проявляет заботу о потомстве, а не обязательно демонстрирует только доминирование.

Далее — четкая уверенная позиция. Авторитет не дается от рождения, авторитет не зависит от физических характеристик. Дело в психологических характеристиках. И авторитет можно приобрести. В какой-то ситуации человек знает, как надо правильно действовать, он уверен в себе и в том, что другие будут следовать за ним. А в других обстоятельствах это может не проявиться. Поэтому можно в каких-то обстоятельствах проявлять себя очень уверенным человеком, но теряться в других. Например, можно быть авторитетом в команде спортсменов и чувствовать себя неуверенно в научной лаборатории.

Поспешишь — авторитет потеряешь

Алексей Улановский: В нашем исследовании консультанты EMBA также отметили, что лидеры теряют свой авторитет из-за стремления доминировать: желания всех просто перекричать, давления без аргументов, конфликта с одним из участников группы. Другая группа причин — противоположность первой: неуверенность, сомнение, фраза «я не знаю, что делать», неспособность принять непопулярное решение, растерянность.

Также часто встречались «фокус на себе, а не на команде»; «слишком большой эгоизм» и «замыкание на самом себе»; «обидчивость, когда твои решения и желания не совпадают с мнением большинства»; «потеря энергии, интереса, фокуса», «сознательный отказ от лидерства»; «сведение активности на нет» — когда лидер выходит из взаимодействия, потому что у него не получается убедить остальную группу. И психологический фактор: неумение справляться со своей тревогой, скрываемый страх, неготовность открыться.

Джек Вуд: Чаще всего авторитет теряют, когда перестают его проявлять. Так бывает, когда авторитет — это функция системы, а не личное качество. И когда человек выходит из системы — это может быть семья, небольшая группа людей, большая организация, страна, в которой ты живешь, — авторитет теряется. Также можно закончить плохо, если злоупотреблять своим авторитетом. Муссолини и Гитлер были лидерами и держали большую власть в своих руках. Но в какой-то момент они начали терять авторитет, потом потеряли и власть и не смогли сохранить свое положение.

Я рекомендую сесть и подумать, прежде чем начинать что-то делать. И только тогда, когда вы осознали и разобрали ситуацию, можно предпринимать определенные действия. Сделав что-то поспешно, необдуманно, можно подорвать свой авторитет.

Авторитет и гендер

Джек Вуд: В 1930-1940 годы прошлого века проводилось исследование, которое показало, что есть две общие для любой группы вещи: выполнить задание и сохранить отношения в группе при выполнении этого задания. Выполнить задание — это задача, которая больше соответствует мужской натуре. Но в процессе выполнения задачи мужчины часто забывают о чувствах остальных. Обращать внимание на отношения людей — это более «женский» компонент. Чтобы группа работала успешно, эти два компонента нужно объединить. Не даром в Британской военной академии представлены фигуры и Марса, и Венеры. И это нужно принимать во внимание, когда вы занимаетесь лидерством.

В разных компаниях есть склонность к какому-то одному элементу. Чаще всего практикуется авторитарный подход, когда делается фокус на выполнении задачи, а отношения остаются на втором плане. Но существуют и более сложные тонкие организации, где больше консенсуса в принятии решений и меньше иерархии. Яркий пример — спортивные команды. Во время матча игроки меняются ролями лидера и последователя. Сейчас игрок лидер — через мгновение он уже передал мяч тому, кто забьет гол.

Стили лидерства

Джек Вуд: Лидеру важно уметь контролировать свои эмоции. Нужно уметь не демонстрировать неуверенность в себе и тревогу, а проявлять спокойствие и уверенность. Тихое лидерство часто более эффективно, чем шумное, но все зависит от ситуации. Шумное лидерство порой помогает двигаться вперед.

Алексей Улановский: Это вопрос расширения арсенала лидера: в кризис ты можешь быть шумным лидером, но очень важно уметь также задавать вопросы и выслушивать ответы, проявлять эмпатию. Мы можем быть гибкими и переключаться между разными стилями лидерства.

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.