31 октября 2023
Статья

Профессор СКОЛКОВО Андрей Щербенок: при грамотном использовании ИИ образование только выиграет

Как генеративный искусственный интеллект трансформирует сферу образования, обсудили директор программ бакалавриата Школы управления СКОЛКОВО, профессор Андрей Щербенок и другие представители сферы науки и образования.
Профессор СКОЛКОВО Андрей Щербенок: при грамотном использовании ИИ образование только выиграет

Встреча прошла в рамках Международного форума инноваций БРИКС «Облачный город»

Можно ли конкурировать с искусственным интеллектом? 

В начале 2023 года студент одного из московских вузов менее чем за сутки написал дипломную работу с помощью ChatGPT. Кейс показал, что ИИ начал активно влиять на высшее образование, и вызвал ажиотаж. Угрожают ли большие языковые модели (БЯМ) образованию или, наоборот, помогают человечеству выйти на новый уровень — пока непонятно. Но, скорее всего, их воздействие будет только усиливаться в будущем. 

Андрей Щербенок отметил, что с развитием нейросетей процесс имитации образования вырастет экспоненциально. Оно разделится на две неравные части: на качественное образование и псевдообразование. В псевдообразовании преподаватели будут читать лекции, сгенерированные с помощью ИИ, а студенты — использовать ИИ для выполнения заданий, для проверки которых преподаватель также обратится к ИИ. Для качественного же образования станет особенно важна междисциплинарность:

«Наша задача — выпустить людей, которые смогут принимать инновационные управленческие решения, сочетая разные оптики».

Схожее мнение выразил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан:

«Нам придется перевернуть все образование, потому что мы привыкли учить студентов алгоритмическому мышлению, анализу. А анализ будут делать БЯМ и, вероятно, будут справляться лучше. Но я убежден, что способность к выживанию связана в первую очередь со способностью к постановке вопроса, формулированию гипотезы, способностью к творчеству, интуиции. Анализ оцифрованных китайских архивов за 3 тысячи лет показал, что лидерами в экономическом подъеме Китая конца XX века стали регионы, в которых Конфуций предложил чиновникам сдавать специальный экзамен. Они были обязаны уметь и рисовать, и сочинять, — обладать знаниями и навыками в самых разных областях».

Создание и выведение на рынок междисциплинарных образовательных программ, где студенты учатся решать неалгоритмизируемые задачи, — один из важных навыков, которые позволят выпускникам не только успешно конкурировать с ИИ, но и управлять им.

«В бизнес-бакалавриате СКОЛКОВО и МФТИ мы учим студентов смотреть на мир как биологи, физики, социологи, экономисты, мы закладываем систему навыков и знаний, необходимых лидерам нового типа в любой предметной области», — отметил Андрей Щербенок.

Есть ли у ИИ слабые стороны? 

ChatGPT сегодня доступен всем, у кого есть интернет. Сегодня студенты нередко используют нейросеть, выполняя задания, а некоторые профессора — проверяя и оценивая работы. При этом важно помнить, что ChatGPT не обладает знаниями о событиях, которые произошли за последний год, и, следовательно, не может их учитывать.

Помимо этого чат отвечает пользователю ровно так, как «слышит» вопрос. Если спросить GPT версии 4.0, кто главный герой в «После бала» (намеренно ошибочно назвав рассказ Толстого «романом»), чат ответит — Наташа Ростова. Спросить еще раз — Пьер Безухов. С точки зрения большой языковой модели, ответ «Наташа Ростова» верный, хотя к «После бала» Наташа не имеет отношения. Но чат реагирует так на упоминания самых частотных запросов: «роман» и «Толстой».

«Одна из главных целей — научить формулировать задачи и задавать ИИ правильные вопросы. При грамотном использовании искусственного интеллекта образование только выиграет», — отметил директор направления «Развитие человека на основе данных» Университета 2035 Андрей Комиссаров. 

Как считают эксперты конференции, за последние 10 лет возможности человеческой памяти и умение анализировать большие системы и объемы информации заметно снизились. Вместе с тем, объем данных, на которых натренирован алгоритм, тоже ограничен. Существуют нейросети, в которых заложены данные, сгенерированные машиной. А есть те, которые обучаются на основе data set, созданных людьми. Доказано, что последние отвечают на комплексные вопросы более системно и качественно.

Человеческий фактор и оценка результатов

ИИ может предоставлять информацию и обучать, но он не способен в полной мере передать человеческое понимание, важные социокультурные контексты, выразить эмоциональную поддержку. Поэтому социальное взаимодействие и личность преподавателя пока остаются важными факторами качественного образования. 

«Образование, как многое в этом мире, — это культурный феномен. В этом смысле роль человека никуда не девается. Нейросеть не берет на себя эту роль и вряд ли сможет в какой-то перспективе взять. Трансляция ценностей, которые влияют на реальную жизнь, — это тоже образование. И оно так же необходимо человеку, как печень и почки», — добавил Александр Аузан.

По мнению директора по продукту платформы профориентации «Профилум» Евгения Лурье, обучение необходимым человеку базовым навыкам — это зона, которая требует прямого участия людей. Искусственный интеллект следует рассматривать как помощника учителя, и не бояться, что в скором времени он сможет его заменить.

«Например, научить считать — это педагогически сложная задача. Чувство числа, которое дети получают в начальной школе, — это сложное явление, требующее всестороннего, в первую очередь дидактического осмысления. Педагог знает, как привести ребенка к чувству числа. Поэтому важно продолжать усиливать роль педагогов. Это точно комплиментарно ИИ».

Эксперты отметили, что искусственный интеллект обострил проблемы, связанные с доминированием текста для подтверждения образовательного результата. Большая опасность заключается в том, что современное образование построено на подтверждении образовательного результата с помощью текста. Но БЯМ постоянно этому обучаются, — и система образовательного результата на основе текста начинает сыпаться. 

Андрей Комиссаров подчеркнул, что в связи с этим некоторые образовательные организации возвращаются к оценке, которая будет основываться на живом общении, результатах дискуссий со студентами. Он отметил, что при этом важно понимать, что именно будет оцениваться:

 «Если мы оцениваем знания, то это один способ оценки. Если интеграцию знания в когнитивную систему — другой. Важно, умеет ли человек решать квадратное уравнение, иди все-таки то, как он проявляет себя как личность? Способен ли он проявлять инициативу, переходить от желания к действию, к анализу действий?» 

Где искать баланс?  

Пользователь ИИ должен четко понимать, как и почему нейросеть пришла к тому или иному решению. Эксперты считают, что использовать ИИ следует только в таких случаях. Неверная трактовка данных может привести к серьезным последствиям. Поэтому любую технологию должны верифицировать специально обученные люди. Это важно делать во всех образовательных продуктах. 

Важно признать, что полностью ограничить использование алгоритмических технологий невозможно. Следуя такой логике, в список «запрещенки» могут попасть привычные технологические инструменты. Ректор МГПУ Игорь Ремаренко считает, что сейчас вопрос регулирования применения БЯМ в университетах — это итерационный процесс, который требует времени:

«Образование никогда не будет поспевать за изменением цивилизации. Нужно искать компромисс, порождать разные способы регулирования обучения, договариваться. Дать возможность всем, кто преподает, использовать разный материал, в том числе генерирующие системы, для того чтобы достигать результатов. Где-то все-таки нарочито применять цифровую аскезу. По мере того, как будет развиваться ситуация, мы будем порождать разные способы регулирования обучения с этим связанного». 

Эксперты признают, что скорость операций и объем информации, которой могут оперировать БЯМ, вряд ли когда-нибудь станут доступны человеку. Тем не менее образование, в котором БЯМ будут использоваться с умом и в сочетании с экспертным преподавательским опытом, может создать мост между человеком и искусственным интеллектом. 

«Важно разорвать систему, в которой ИИ разговаривает с ИИ. Не пытаться научить студентов конкурировать с большой языковой моделью, а подготовить людей, которые будут пользоваться ею эффективно» — подвел итог Андрей Щербенок.


***

Статью подготовили: Алевтина Овсянникова, Ирина Кедровская

***

Получить опыт создания инновационного проекта, научиться мыслить вне дисциплинарных границ и алгоритмов, поработать над нестандартными задачами в ведущей бизнес-школе можно на кейс-чемпионате СКОЛКОВО:

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie