Руководитель Школы управления СКОЛКОВО Александр Ким в интервью порталу China.com.cn рассказал, что ждет слушателей на выездных модулях весной и какие планы строит Школа по образовательному сотрудничеству с КНР.
Приводим самые яркие мысли из беседы.
***
Есть ли в Школе программы, которые готовят предпринимателей к ведению бизнеса в Китае?
Невозможно быть конкурентоспособным, если не изучать опыт ведения дел в других странах. Поэтому Школа с самого начала тесно работала с партнерами — в частности, из азиатского региона. Совместные проекты дают нашим слушателям возможность отправиться в своего рода экспедицию и перенять опыт местных предпринимателей на месте.
Так, Школа управления СКОЛКОВО уже давно сотрудничает с университетом Фудань в Шанхае, благодаря чему несколько потоков MBA и Executive MBA смогли отправиться в Китай. Но такие возможности открывают и другие программы Школы: например, в октябре этого года слушатели Global Shift побывали сразу в нескольких крупных китайских городах. А весной 2024 года уже запланированы поездки в Шанхай и Гонконг.
Хочу подчеркнуть: Школа стремится сделать так, чтобы учащиеся могли проникнуться и культурной составляющей Китая. Наши программы направлены не только на изучение бизнеса, но и на понимание образа жизни, мышления коллег из других стран.
Как вы думаете, что слушатели смогут почерпнуть из предстоящих поездок
Уверен, наши студенты получат знания, находящиеся на передовой технологического и делового развития человечества в целом. Области интересов слушателей СКОЛКОВО включают IT, производство, возобновляемые источники энергии, автопром, здравоохранение, финансы. А еще учащиеся хотят познакомиться с китайской культурой, языком, историей, а также деловыми и правовыми практиками.
В Китае очень быстрорастущий внутренний рынок, но и на внешних рынках страна показывает стремительное развитие. Российские предприниматели и управленцы могут исследовать китайский опыт, уже существующие инструменты работы с разными ситуациями. И, возможно, это поможет нам не терять время, а быстро адаптироваться и использовать его для такого же впечатляющего роста.
Расскажите подробнее, какая программа ждет учащихся, которые отправятся в Китай весной?
Это будет целая серия поездок.
Так, в марте в партнерстве с CEIBS пройдет первая экспедиция в новом дизайне. Это будет выездной модуль для Executive MBA, посвященный теме «Опыт будущего». Слушатели попробуют выяснить, что такое будущее и как его можно построить — с точки зрения стратегии и менеджмента. Как бизнес, государство, инвестиции, технологии и инновации интегрированы в формулу будущего.
В апреле стартует специальный модуль для MBA, посвященный пониманию Китая — «От Китая 1.0 к Китаю будущего». Он начнется с Шанхая, где в партнерстве с университетом Фудань будут заложены основы знаний и понимания этой концепции. Следующая остановка — Гуанчжоу, где расположены как заводы старого образца с традиционной бизнес-моделью, так и высокотехнологичные предприятия. Этот опыт будет посвящен операционной эффективности и цепочкам поставок. Третьей и конечной остановкой будет Ханчжоу, где расположены технологические гиганты.
Наконец, в мае в партнерстве с Фудань будет проведен третий модуль для студентов Executive MBA, он будет называться «Ведение бизнеса в Китае». Слушатели узнают, как строить отношения с китайскими партнерами, проведут дискуссии с профессорами и экспертами, а также посетят офисы ведущих китайских компаний.
Вы упомянули о партнерстве с университетом Фудань, а каковы ваши ожидания от партнерства с другими учебными заведениями или, возможно, даже с бизнес-структурами?
Мы стремимся укрепить отношения с университетами и школами управления. Но мы также усердно работаем над созданием сети экспертов и партнеров не только в академической сфере.
Сейчас ведутся переговоры с Университетом Цинхуа и с CEIBS. Мы активно ищем возможности запустить программу двойного диплома с одним из китайских учебных заведений. У нас уже был соответствующий опыт работы с HKUST, Гонконгским университетом науки и технологий.
Какие отрасли бизнеса в Китае, по вашему мнению, обладают наибольшим потенциалом для сотрудничества Китая и России? И как ваши студенты могли бы использовать этот потенциал?
У России давно сложились прочные деловые связи с Китаем. Это само по себе открывает большие возможности для дальнейшего развития в некоторых секторах бизнеса. В первую очередь я бы упомянул энергетику, инфраструктуру, сельское хозяйство и туризм. Я уверен, что Китай на данный момент находится на передовой развития множества технологий.
Представители бизнеса двух стран могут развивать этот потенциал: наращивать торговый оборот и инвестиции, содействовать культурным обменам, укреплять коммуникацию и сотрудничество между компаниями и правительствами, изучать новые области сотрудничества. Развитие во всех областях может хорошо сработать, в первую очередь, на уровне малых и средних предприятий — как в Китае, так и в России.
Но важно помнить, что над любой сферой бизнеса, будь то энергетика или финансы, стоит человек — то есть все, что связано с его жизнью, благополучием и долголетием.