27 октября 2020
Статья
По материалам исследования IPG Mediabrands совместно с благотворительным проектом Tooba, журналом «Филантроп» и Центром управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО.
Типология благотворителей
Источник: Unsplash, Simon Maage

Центр управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО сравнивает подход из отчета IPG Mediabrands и Tooba с результатами своего исследования «Индекс удовлетворенности владельцев капиталов филантропическими проектами».

IPG Mediabrands совместно с благотворительным проектом Tooba провели исследование среди участников благотворительных проектов. В результате было выделено 6 психотипов благотворителей, различающихся по уровню эмоционального вовлечения и рациональности.

Центр исследовал основные драйверы филантропических начинаний владельцев крупного капитала и их удовлетворённость от участия в филантропических проектах, а также провёл опрос среди владельцев капитала и профессионального филантропического сектора, который показал их предпочтения в благотворительных проектах и мотивацию участников.

Шесть психотипов по результатам исследования IPG Mediabrands и Tooba

«Добродушный помощник» (24%). Люди этого типа жертвуют преимущественно спонтанно, когда ими движет душевный порыв. От участия в благотворительном проекте они получают искреннее удовольствие. Благотворительность для них является источником положительных эмоций, им не нравится давление, они редко помогают на регулярной основе. Жертвователям этого типа очень важна обратная связь и информация о результатах помощи.

«Рациональный альтруист» (19%). Это очень осознанный тип жертвователей, не готовый помогать всем без исключения. Они вдумчиво выбирают способ оказания помощи, и им очень важно видеть результат. Таким жертвователям важна история благотворительной организации и подробная информация о ее работе. 

«Доверчивый активист» (15%). Этот тип жертвователей старается включать благотворительность в свои каждодневные практики. Больше других они помогают детям, нуждающимся в лечении. Эта категория жертвователей с доверием относится к различным фондам и организациям. Они получают удовольствие от помощи и участия в решении какой-либо проблемы и не склонны к выгоранию. 

«Спонтанный флегматик» (15%). Для этой категории характерны нейтральное отношение к пожертвованиям и неосознанный подход к благотворительности. Их может привлечь простота способа пожертвования, например, в онлайн-формате. Чаще других они выступают донорами программ и проектов, направленных на решение экологических проблем. Представители данного психотипа редко делают пожертвования через фонд на регулярной основе.

«Утомленный эмпат» (15%). Демонстрирует низкую степень вовлеченности в благотворительность, помогает из чувства сострадания. Большинство «утомленных эмпатов» не готовы к регулярным отчислениям, кроме того, для них важно самостоятельно выбирать, кому жертвовать.

«Невовлеченный рационалист» (12%). Случайные жертвователи. Воспринимают благотворительность нейтрально, как обычное дело. Представители данного психотипа не любят просьб о помощи. Они менее склонны к пожертвованию через фонды и предпочитают личный контакт. «Невовлеченных рационалистов» могут привлечь локальные проблемы или проблемы узкого спектра. Они не стесняются маленькой суммы пожертвования.

Самые активные и перспективные жертвователи по результатам анализа — это «доверчивые активисты», «рациональные альтруисты» и «добродушные помощники».

Четыре типа филантропов из исследования Центра управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО «Индекс удовлетворенности владельцев капиталов филантропическими проектами»

Эмоциональный филантроп. Главный драйвер заниматься благотворительностью — эмоция. Делает пожертвования определённым людям и на конкретные программы.

Системный филантроп. Ему важны системность и результат. Жертвует средства на устойчивые проекты. 

Несистемный филантроп. Участвует в благотворительных проектах под действием сильных эмоций. Помогает при просьбе о помощи. Делает пожертвования определённым людям и на конкретные программы.

Бизнес-филантроп. Главный драйвер — получение выгоды. Помогает при обращении за помощью. Воспринимает благотворительность как бизнес. Жертвует средства на устойчивые проекты.

Опрос, проведённый Центром, показал: 

  • сегодня системность и эффективность становятся для российских благотворителей определяющими факторами их деятельности; подходы к ведению социальных проектов рассматриваются все больше с позиции бизнес-процессов и требуют от участников высоких компетенций и профессионализма;
  • даже крупные доноры подвержены импульсивности и ситуативности при участии в благотворительной деятельности (55% участников); 
  • при этом для большей части аудитории важными показателями эффективной деятельности в сфере благотворительности являются устойчивость (76%) и профессионализм (84%); многие отмечают значимость благотворительной деятельности и декларируют замещение функции государства в решении социальных проблем.

Выводы

  • Cреди всех благотворителей наиболее часто встречаются люди, помогающие ситуативно и импульсивно — «добродушные помощники» по психотипу IPG Mediabrands и Tooba или «эмоциональные филантропы» по классификации Центра управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО.
  • При том, что психотип — это устойчивый фактор, само отношение к благотворительности постепенно меняется, благотворители становятся более требовательны к результатам благотворительной деятельности и к устойчивости благотворительных проектов. Это следствие развития профессионального сектора благотворительности, где постепенно появляются более понятные и прозрачные процессы деятельности и возможность измерить результаты. 
  • Cреди российских крупных филантропов становится больше «рациональных альтруистов», хотя импульсивные и ситуативные пожертвования всё ещё преобладают. 

Дмитрий Агеев, заместитель директора Центра управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО:

Есть довольно много разных описаний психотипов филантропов, все они про мотивацию так или иначе. При этом отнести конкретного человек к психотипу без глубинного понимания его внутреннего мира, на мой взгляд, сложно. А в случае с психотипами, рассмотренными в кейсе, нужно дополнительно изучить регулярные подходы и привычки в жертвовании. Разделить всё сообщество жертвователей в процентах — тоже затруднительная задача, на мой взгляд. Тем не менее, IPG Mediabrands и Tooba такое исследование сделали и это интересный результат.
Можно ли разделить всех филантропов на условные психотипы? Конечно, можно. Вопрос в усилии, которое для этого требуется, и в том, какой из этого получится практический смысл для участников филантропического пространства при решении социальных проблем.
Подход Центра управления благосостоянием и филантропии более приземлённый. Гипотеза заключается в том, что целевая группа исследования, в силу ряда причин, имеет склонность к системному подходу и более, так сказать, бизнесовому отношению к филантропии. При этом мы не только изучаем, что человеком движет, но и насколько его устраивает результат. И определяем, что можно предпринять, чтобы этот результат стал более удовлетворяющим, то есть имел практическое значения для филантропа.


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie