01 марта 2019
Статья

«Новый рынок можно спровоцировать и запустить самому»

Если у вас есть бизнес-идея, перспективная именно из-за своей новизны, то, скорее всего, вам придётся создавать с нуля и среду, в которой эта идея будет реализована. О том, как формировалась экосистема российского рынка стеклопакетов Платон Чеботаев, директор стратегического офиса AGC Automotive Europe и генеральный директор подразделения автомобильного стекла в России и Восточной Европе, рассказал в бизнес-школе СКОЛКОВО на выступлении для слушателей программы СКОЛКОВО Практикум.
«Новый рынок можно спровоцировать и запустить самому»
Источник: Платон Чеботаев. Фотобанк "AGC Automotive Europe"

Когда мы смотрим на рынок какого-либо продукта или услуги, то в нашем сознании всегда отражается то, чем такой продукт характеризуется, кто его потребитель и так далее. Крайне важно понимать условия, в которых работаешь, а значит и строить стратегию с прицелом на особенности рынка. Лидер стекольной отрасли, компания AGC, ведёт бизнес в автомобильном, мебельном, интерьерном и, конечно, строительном сегментах стекольного рынка. За много лет работы на российском рынка компания накопила понимание того, как взаимодействовать с разными его сегментами.

Как добиться эффективности бизнеса

Для понимания сути дел в сегменте бизнеса AGC прикладывает много усилий к изучению баланса рынка, ведь бизнес одновременно зависит от нескольких характеристик : непрерывного характера производства, сезонности, долгого периода возврата инвестиций, ситуации в отраслях, куда направлены поставки продукции компании.

Понимание и анализ этих факторов позволяет компании AGC быть эффективнее в трёх сегментах:

А) Эффективная загрузка оборудования. На предприятиях, подобных тем, которыми располагает AGC, нельзя остановить производство или резко изменить объём выпускаемой продукции. Поэтому важно знать как текущую ситуацию на рынке, так и прогнозы развития, чтобы производственные линии не простаивали или, наоборот, ощущался дефицит мощностей.

Б) Грамотное планирование инвестиций. Производство стекла – индустрия требующая довольно крупных вложений для запуска новых производственных линий. Новое предприятие будет непрерывно работать и приносить прибыль, но срок окупаемости часто более 10 лет. Такой длительный срок означает постоянную неопределённость для бизнеса. На него будут влиять такие факторы, как необходимость ремонта существующих мощностей, строительства новых, а также разработки и внедрения новых технологий и видов продукции. В этой связи важно анализировать и планировать инвестиции, чтобы получить максимальную отдачу.

В) Развитие партнёров и потребителей. В силу сезонности и невозможности резко изменить объём выпускаемой продукции, важно поддерживать хорошие связи со всеми партнерами в цепочке. Это позволит получить взаимную поддержку и сохранение эффективности всех процессов в трудные для вас или для них периоды. К тому же такая политика помогает создавать целую экосистему, которая сможет лучше обеспечивать интересы всех участников рынка.

Следует помнить, что рынок не ограничивается отношениями в рамках пары «покупатель-продавец». Рынок более сложная и многообразная конструкция. Следуя этой логике, Платон Чеботаев относит к игрокам стекольного рынка довольно обширную группу: производители оборудования, поставщики сырья, транспортные компании, производители, дистрибьютеры и промышленные переработчики стекла, оконные и фасадные компании, мебельщики, инжиниринговые компании, а также многочисленные архитекторы и дизайнеры, которые также формируют спрос и тренды.

Вместе с тем, производство стекла сильно зависит от развития технологий и фокуса потребителей. Например, сегодня производитель электромобилей закажет стекло потоньше, чтобы облегчить нагрузку на свою батарею, и будет покупать это стекло по более высокой цене. Через несколько лет технологии разовьются так, что масса стекла не будет ограничителем для батареи и премию к рынку предлагать никто не будет. Поэтому нужно постоянно думать над тем, какой рынок станет интересным в будущем и самому прилагать усилия к его формированию.

Эволюция бизнеса AGC Glass на пути создания и развития рынка стеклопакетов в России

Платон Чеботаев вспоминает, что, когда он пришёл работать в отрасль строительного стекла в 1998 году, на рынке не было стеклопакетов российского производства. В 2001 году было принято решение о развитии собственной сети, которая бы смогла производить стеклопакеты AGC из стекла собственного производства.

Развитие такой сети привело компанию в регионы, где уже были местные игроки на стекольном рынке. В основном в торговом сегменте. В рамках своей стратегии AGC начала активное вовлечение местных игроков в свою сеть, создавая для них условия для инвестирования в производство стеклопакетов.

Растущий спрос вызвал развитие независимых от AGC переработчиков, соответственно, начало расти предложение в разных регионах страны.

Для обеспечения потребностей своих переработчиков, а также сторонних клиентов стало критически важным построение сети транспортных поставок, так как перевозки стекла требуют применения технологий отличных от тех, что используются для обычных грузов, а освоение новых форматов продукции также требует нового транспорта, способного перевозить эти продукты.

Для оптимизации рабочего капитала партнёров необходимо было выстраивать систему поставок JIT (Just in time). С учетом географии поставок и российских расстояний продукцию необходимо где-то складировать, поэтому важен был и фокус на дистрибуцию и хранение.

Ситуация, в которой компания занималась и производством стекла (в том числе и для независимых переработчиков), и переработкой его в стеклопакеты привела к определённому конфликту интересов. Несмотря на успешность действий на рынке переработки, основной компетенцией AGC было именно производство сырого стекла. В 2006 году было принято решение выйти из сегмента промышленной переработки, чтобы укрепить конкурентную среду на рынке стеклопакетов.

Производство у стеклопакетных компаний очень чувствительно к ритмичности поставок стекла, производимого на мощностях AGC. Резкий выход крупнейшего игрока из рыночного сегмента чреват турбулентностью, которая может создать угрозы для частных компаний, работающих в этой среде. Не стоит забывать и то, что за работниками таких фирм стоят их семьи и близкие. В интересах самой же компании было очень важным обеспечить условия для бесперебойной работы всей цепочки поставок. Новый инвестор продолжил развитие промышленной сети переработки стекла.

-----

AGC – крупнейший мировой производитель стекла. AGC Glass Europe – европейское подразделение корпорации AGC. В России владеет двумя заводами в Нижегородской области и Подмосковье. Занимается производством автомобильного, строительного и прочего видов стёкол. Согласно собственным оценкам в год может производить более 1 млн. тонн стекла.

Платон Чеботаев – Директор стратегического офиса AGC Automotive Europe, Генеральный директор подразделения автомобильного стекла в России и Восточной Европе. Обучался в IMD Business School.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie