10 ноября 2021
Статья

Иван Молчанов: «Иногда бизнес надо закрывать, а не только коллекционировать активы»

Иван Молчанов пришел на «Практикум» в 2020 году, когда большая часть его проектов вышла на плато, но смог пересобрать портфель активов и запустить новые бизнесы, которые уже сегодня меняют Владивосток. Поговорили с ним о том, почему предпринимателю нужно учиться и какую роль в успехе играет комьюнити единомышленников.
Иван Молчанов: «Иногда бизнес надо закрывать, а не только коллекционировать активы»
Источник: Flickr.com

Выпускник «СКОЛКОВО Практикум» Виталий Александров в интервью блогу программы вспоминал слова Елены Бондаренко, продюсера предпринимательских программ бизнес-школы СКОЛКОВО: «У русского предпринимателя всегда куча бизнесов, которые тяжелым грузом висят на нем и тянут на дно, — везде какие-то проблемы, сложности». Кейс Ивана Молчанова, еще одного выпускника программы, это подтверждает.

Выбор вектора

​​Холдинг серийного предпринимателя Ивана Молчанова начался в 2013 году с сервиса «Баскурьер». До этого жители Дальнего Востока годами передавали посылки с рейсовыми автобусами, невзирая на множество неудобств: оплату наличными, ожидание водителей на улице, проблемы с решением конфликтов. Иван централизовал этот поток и организовал доставку грузов в багажных отсеках в течение дня в любую точку Приморья с безналичной оплатой и SMS-уведомлением о статусе заказа. Себестоимость услуги была нулевой: в цену билета, который покупал пассажир, уже был включен багаж. К 2020 году компания открыла восемь филиалов в Приморье, Хабаровске и даже в Татарстане, договорилась о партнерстве с Boxberry.

Параллельно предприниматель занимался другими проектами. Так в его портфеле оказалась газовая компания «Трансгаз», буровая компания «Т-Строй», строительный бизнес, сеть кафе на автовокзалах региона, книжный магазин «Игра слов», небольшое пивоваренное производство. Но к 2020 году большинство проектов практически вышли на плато. «Рост был — от 8 до 20 % в год. Но эти цифры меня не устраивали», — вспоминает Иван.

Режим спецназа

Так, по совету своего знакомого ресторатора Ильи Сухих, выпускника «СКОЛКОВО Практикум», Молчанов пришел на программу. На адмиссии он сформулировал несколько запросов: хотел заняться масштабированием проекта «Баскурьер» на всю Россию, планировал выбрать приоритетное направление развития для «Трансгаза», который занимался сырьевым трейдерством и логистикой. 

Была и более глобальная цель: проанализировать всю структуру активов и сохранить только самые перспективные. «Когда живешь в суете проектов, не всегда понимаешь, а нужны ли они вообще? Многие бизнесы просто отнимают время, деньги, а результата нет», — уверен Иван. 

В этом он убедился, когда началась пандемия, а обучение перешло в онлайн. Пары поздней ночью или ранним утром стали проблемой: параллельно предпринимателю приходилось решать вопросы бизнеса на Дальнем Востоке. Молчанов принял решение уйти и вернулся через год, с новым потоком: «Это были те, кто выжил. У группы другая мотивация после коронавируса, больше осознанности, они шли с конкретным желанием: взять все от программы». 

Интенсивное обучение заставило мобилизоваться. По словам Ивана, участие в программе похоже на прыжок в прорубь без гидрокостюма. «Часто предприниматели циклично повторяют одни и те же модели от проекта к проекту, — рассказывает он. — Программа же позволяет выйти за рамки привычного способа действия. Понять, что знакомая модель неидеальна. Поначалу такая критика вызывает отрицание, но потом ты понимаешь, как это круто — узнать, какие модели бывают, и выработать свою, не беря ничего готового».

Сжатые сроки, большие объемы информации, работа допоздна стали не только вызовом, но и неожиданным бонусом: «Состояние работы в режиме команды спецназа, когда ты так вдохновлен, что забываешь есть и спать, постоянно креативишь, чтобы что-то начало появляться, — это крутая история. Это не столько про образование, сколько вообще про перезагрузку личности».

Время расти

«Нам говорили: „Ищите в кризисе точки роста, смотрите, что разваливается, и пересобирайте в новую, неконкурентную модель“», — вспоминает Иван. Этот алгоритм помог ему построить новый бизнес после окончания программы — запустить проект двухэтажных туристических автобусов. 

«Владивосток всегда был точкой притяжения иностранных туристов, пандемия только временно сократила этот спрос. И когда туркомпании по всей стране начали закрываться и распродавать свой экскурсионный парк, я смог закупить двухэтажные автобусы, не по 20—30 млн рублей, как раньше, а гораздо дешевле», — делится предприниматель. Первые маршруты он запустил для жителей региона: специально ориентировался на внутренних туристов. «Когда ограничения наконец снимут и к нам поедут иностранные гости, проект начнет приносить в пять раз больше», — уверен он. Параллельно Иван работает над единым порталом, который станет агрегатором всех туристических продуктов города.

Второй проект — вторичная переработка стрейч-пленки — возник из традиционного для «Практикума» формата проектирования будущего, цель которого — помочь предпринимателям выбрать перспективный вектор на ближайшие 10—15 лет. Сейчас бизнес на стадии старта: уже закуплено оборудование и использованная пленка у компаний-партнеров (преимущественно крупных ритейлеров). Ее переработают в пластиковые гранулы, из которых сделают новую пленку и снова продадут магазинам как готовый товар. В этом проекте, новом для региона, Иван ценит социальную составляющую: «Он не только про бизнес, но и про устойчивое развитие — сбор отходов, их повторное применение, а не просто сжигание».

Обучение позитивно повлияло и на те проекты, которые существовали до «Практикума». Так, для «Трансгаза» в качестве приоритетного вектора развития в результате того же проектирования будущего была выбрана переработка. Сейчас Молчанов закрывает сделку с покупкой нефтеперерабатывающего завода и планирует перепрофилировать его под глубокую переработку отходов нефтесодержащих продуктов. «Баскурьер» предприниматель сохранил в прежнем, локальном формате. Стало понятно, что это уникальное явление регионального рынка сложно масштабировать: в других регионах нишу занимают федеральные сервисы.

Не менее важным личным результатом стало то, что Иван научился оценивать портфель своих проектов «со стороны»: «После „Практикума“ я стал думать, что приносит удовольствие, доходы, что мне хотелось бы оставить через 10 лет, а от чего нужно избавиться. И еще начал задумываться о том, что иногда бизнес надо продавать или закрывать, а не только коллекционировать в виде активов».

Обучение как фактор роста и развития

Иван признается, что не помнит времени, когда не учился. Помимо бизнес-школы СКОЛКОВО, за его плечами — Executive MBA в ДВФУ и многочисленные тренинги — от управленческих до личностных. Для него это лучший способ выйти на новый уровень бизнеса через обмен опытом и менторство, а результатом обычно становится кратный рост проектов. «Когда просто занимаешься операционкой, не всегда получается общаться с такими людьми», — говорит он. И приводит пример своей компании «Трансгаз», которая уже выросла вдвое с начала обучения на «Практикуме». «Под этот взлет пришлось активно менять команду, а общение с однокурсниками помогло понять, какие люди мне нужны, чтобы выйти с ними на следующий этап проекта», — делится он.

Молчанов уверен, что можно научиться быть предпринимателем, но для этого необходима среда для коммуникации и коллективного поиска инсайтов. Для него таким пространством стал «СКОЛКОВО Практикум», а сейчас Иван запускает собственную площадку — проект «Бизнес-среда» на базе своего книжного магазина «Игра слов».

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.