Импакт-инвестирование (или социальные инвестиции) – это инвестированные воздействия или сами инвестиции, направленные на социальные изменения. Впервые это определение было использовано крупнейшим фондом The Rockefeller Foundation в 2007 году.
Импакт-инвестирование – инвестиции будущего?
Фото: Unsplash, Mathieu Stern

Импакт-инвестирование и филантропия не одно и то же, так как первое предполагает возврат инвестиций.  

Глобальная сеть импакт-инвесторов (Global Impact Investing Network, GIIN) определила четыре критерия, по которым инвестицию можно отнести к категории импакт-инвестиций

Целеполагание

В бизнес-плане необходимо прописать социальные цели, тем самым определиться, какой социальный результат будет достигнут по итогам.

Возврат на инвестицию

Показатель, который отражает окупаемость инвестиций. Этот критерий позволит развивать рынки финансирования социальных проектов. Стоит помнить, что импакт-инвестиции ориентируются на длительный период окупаемости.

Спектр возврата

Этот показатель может быть разным: 1%, 5%, 20%. Должна прослеживаться взаимосвязь между социальным результатом, эффектом и экономической выгодой. При этом доходы могут формироваться как по рыночным ставкам, так и по ставкам ниже рыночных.

Измерение и оценка социального воздействия. 

Это нужно для отчета, чтобы твердо сказать, что социальная цель достигнута. Отразить вклад в решение реальных проблем.

Ключевые выводы из отчета GIIN по социальному инвестированию 2020

  1. Расширение спектра сфер социального инвестирования 
  2. Практики импакт-инвестирования со временем приобретают более глубокий и сложный характер
  3. Практика оценки воздействия и управления уже сложилась, однако требуется ее совершенствование 
  4. Импакт-инвестирование сохраняет позитивный прогноз по развитию в будущем, несмотря на текущие вызовы 
Россия Запад
Рост рынка импакт-инвестирования в мире (29% в год)
Закрепление понятия социальное предпринимательство в нормативно-правовых актах федерального значения Совершенствование нормативно-правового ландшафта для развития импакт-инвестирования
Объединение компаний в сообщества. Существует крупная Ассоциация Импакт-инвесторов, а также отдельные фонды поддержки социальных инициатив (Теплица социальных технологий и др.) Объединение компаний в сообщества для решения вопроса по созданию единой системы оценки социального влияния
Активно принимают участие в импакт-инвестировании и его развитии молодые инвесторы до 30 лет – миллинеалы, готовые инвестировать в проекты, имеющие смысл, и решающие социальные и экологические проблемы Смена парадигмы. Помимо актуализации и популяризации решений общемировых проблем, выделяются новые влиятельные сегменты потребителей: женщины, поколение миллениалов и следующие за ними более молодые группы – стремятся получать товары и услуги как минимум от этичных компаний, желательно — с особой миссией. В таких же компаниях они предпочитают и работать
Идея импакт-инвестирования пока не достигла широкого распространения среди представителей разного уровня бизнеса. Характерны отдельные инициативы (например, во всех регионах России практикуется привлечение бизнеса к решению социальных вопросов) Помимо создания отдельных сообществ и инициатив по развитию импакт-инвестирования, крупные бизнес-компании (Amazon, American Express, Apple, Accenture, Caterpillar, Coca-Cola, Citigroup, Deloitte, Ford Motor, IBM, Jacobs) провозгласили новые цели созвучные тренду импакт-ивестиррования: на смену максимизации прибыли акционеров пришла работа «на благо всех американцев»
Ввиду особенностей российской финансовой системы в становлении импакт-инвестирования велика роль государственной поддержки Общественную пользу закладывают в ДНК компании или инвестфонда как фактор роста прибыли
по материалам исследования Global Impact Investing Network (GIIN) и публикациям в деловых СМИ

Как ускорить развитие импакт-инвестирования в России? 

  • Повышать осознанность и осведомленность бизнес-сообщества и населения в целом.
  • Приблизиться к балансу между социальной справедливостью и экономической эффективностью бизнеса.
  • Повысить прозрачность российских компаний .
  • Разработать общую базу понятий и наиболее эффективных инструментов среди компаний и фондов, развивающих данное направление в России .
  • Государство должно оказывать большую поддержку импакт-инвестированию и его развитию (например, установление налоговых льгот и иных льгот для ипакт-инвесторов, создание специальных организационно-правовые форм для компаний, создание государственных фондов импакт-инвестиций и др.).
(0)

Рекомендуемый полезный контент

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.