30 апреля 2021
Статья

Хочу стать примером для российских предпринимателей

Свой первый бизнес — дистрибуцию красок для граффити — Виталий Александров запустил в родном Кемерово еще в 14 лет. Затем основал агентство CRM-маркетинга Out of Cloud, написал книгу «Стратегия email-маркетинга». Желание сделать глобальный бизнес привело его в бизнес-школу СКОЛКОВО, а затем и в США: сейчас предприниматель запускает третий за последние два года проект по автоматизации общепита и готовится к раунду на $50 млн.
Хочу стать примером для российских предпринимателей

Из точки А в точку Б

Агентство — классический бизнес, прибыльный и достаточно понятный, считает предприниматель. «Но с точки зрения личных амбиций это не то дело, которому хочется посвятить большую часть жизни. Когда на горизонте замаячило 30-летие, я решил понять, чем буду заниматься следующие 5—7 лет», — говорит он. 

Так, Виталий Александров пришел на программу «СКОЛКОВО Практикум», к которой присматривался уже несколько лет. «Я понимал, что нужно запускать новые проекты, при этом использовать текущие ресурсы агентства и мои маркетинговые компетенции. На „Практикуме“ я хотел из текущей точки А сформулировать для себя точку Б, в которой мне нужно оказаться, но при этом не забыть про весь набранный бэкграунд», — говорит он. 

Душевность и доверие

Участников программы связывал высочайший уровень доверия, вспоминает Виталий: «Проведя с людьми пять недель в таком тесном душевном общении, ты узнаешь их лучше, чем многих друзей, с которыми знаком долгие годы. „Практикум“ сильно сближает». И создает возможности для сотрудничества: на программе предприниматель нашел партнера и первого инвестора для своего нового бизнеса.

Именно на «Практикуме» вместе с Юрием Машенцевым (одним из ключевых франчайзи «Додо Пицца») Виталий придумал идею Foodcast.ai — сервиса прогнозирования продаж для ресторанов и оптимизации списаний продуктов. «Это было какое-то неслучайное совпадение. Юра поделился экспертизой рынка еды с точки зрения технологизации производства, доставки, дал идеологию, а я — своими предпринимательскими навыками по поиску партнеров и привлечению инвестиций», — говорит он.

Foodcast.ai «доточили» через полгода после выпуска из бизнес-школы СКОЛКОВО, запустили его в 2019 году, а вскоре привлекли внешние инвестиции

Две пересборки бизнес-модели за два года

В течение двух лет после старта Виталий дважды пересобирал бизнес-модель проекта. 

Первый раз — когда решил выйти с ним в США. «Мне хотелось работать в другом конкурентном поле, где „рубятся“ сильнейшие предприниматели со всего мира», — говорит он. Для нового рынка проект переименовали в Foody и стали развивать его как маркетплейс для ресторанов, магазинов и поставщиков продуктов, который позволял оптимизировать не только списания, но и закупки. Первыми клиентами сервиса стали около 30 заведений общепита в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, но вскоре проект забуксовал из-за пандемии. «Рынок схлопнулся, все встало, рестораны не отвечали на письма», — вспоминает Виталий. 

Пришлось искать альтернативу на смежных рынках. «Я понял, что единственные, кто не просел во время пандемии, — обычные магазины: их продажи только выросли. Притом что сервисов, построенных по модели „Яндекс.Лавки“, здесь не было. То есть в России уже поняли, что такая бизнес-модель „летит“, а в Штатах еще не осознали», — говорит он. Под эту бизнес-модель и адаптировали новый сервис Food Rocket, который Виталий запустил в конце марта.

Раунд за одну неделю

«Я позвонил своему товарищу Филиппу Башьяну, одному из топ-менеджеров „Яндекс.Лавки“, и рассказал, что хочу запустить в Калифорнии доставку продуктов за 15 минут со своих микроскладов. Филипп не раздумывая согласился инвестировать $100 тыс. и стать эдвайзером проекта. В этой точке все сошлось. С одной стороны, Филипп — человек, который уже построил сто с лишним „Лавок“ и знает, как масштабировать бизнес. С другой стороны, благодаря Foody у нас была полностью готова система автозаказа у поставщиков плюс сложилось понимание местного рынка», — рассказывает Виталий.

На полученные инвестиции запустили тестовую доставку напрямую из одного крупного магазина и получили взрывной рост продаж. Это помогло привлечь остальные инвестиции и закрыть раунд на $1,8 млн. «Через сообщество бизнес-школы СКОЛКОВО и другие свои каналы я рассказал, что ищу деньги, чтобы построить первые четыре точки, отмасштабировать их и заняться маркетингом. За неделю получил столько заявок, что многим пришлось отказывать», — вспоминает предприниматель.

Сейчас Виталий Александров готовится ко второму раунду на $50 млн. «Наша задача — заручиться доверием топ-5 американских фондов: если они вложатся в проект, то просто отрежут своими деньгами всех конкурентов, — считает Виталий. — К тому же инвестиции от таких игроков — это еще и социальный капитал, и доказательство, что мы свои и нам можно доверять».

Гибкость и здоровая самоуверенность

Свои первые проекты — Foodcast и Foody — Виталий не считает ошибкой. «У нас случались настоящие „баталии“ с партнером по агентству Out of Cloud, который не верил в их успех. Я тоже знал, что это не те проекты, которые продам через 5 лет за $1 млрд, — говорит он. — Но понимал, что нужно начать что-то делать, погрузиться в предметную область, и тогда за счет предпринимательского таланта, умения считывать сигналы рынка я в итоге найду растущую по экспоненте бизнес-модель».

Такую здоровую самоуверенность Виталий Александров называет ключевым навыком предпринимателя — наравне с гибкостью, которая помогает постоянно «пересобираться». Особенно в США, где IT-бизнес высоко конкурентен: «Люди со всей планеты приезжают строить здесь технологические проекты. Это задает дикую скорость, поэтому ты должен постоянно что-то изобретать».

Он старается постоянно двигаться вперед и часто вспоминает свой разговор с генеральным продюсером предпринимательских программ бизнес-школы СКОЛКОВО Еленой Бондаренко. «Елена как-то сказала мне, что у русского предпринимателя всегда куча бизнесов, которые тяжелым грузом висят на нем и тянут на дно, — везде какие-то проблемы, сложности. А американский предприниматель концентрируется на одном проекте: строит его и продает, снова строит и снова продает. Я понял, что мне близка эта модель, потому что сам умею фокусироваться только на чем-то одном», — говорит Виталий. 

18 часов на работу 

Быстрый рост проекта с большой долей офлайновых задач требует плотно погружаться в процессы: поддерживать команду, искать местных партнеров с недостающими компетенциями, например, в логистике. Работа занимает 16—18 часов в день, однако и при таком интенсивном графике нет проблемы выгорания. «Предпринимательство — это призвание, а не работа. Я делаю то, что мне нравится, и не люблю слово „отпуск“», — рассказывает Александров.

Оставаться в ресурсном состоянии помогает еженедельное голодание: Виталий не советует его всем, но говорит, что ему самому такая привычка позволяет бороться со стрессом и перезагружать не только организм, но и голову.

Амбициозный план на 5 лет

Виталий Александров признается, что его мотивирует пример трех российских бизнесменов: Олега Тинькова, Михаила Кучмента и Игоря Рыбакова. «У них вдохновляющие семьи, много детей, а еще успешные компании, которые они самостоятельно построили с нуля», — делится Виталий.

«Сам я к 35 годам планирую стать долларовым миллиардером», — говорит он, но уверяет, что деньги не самоцель. Виталий мечтает стать примером для других российских предпринимателей и хочет показать, как можно зарабатывать деньги в Америке, но вкладывать их в Россию. «Когда человек строит бизнес в Москве, но инвестирует прибыль в виллу на Мальдивах, — это не моя история. Мне важнее, наоборот, развивать бизнес за рубежом и на эти деньги строить образовательные центры для детей, развивать сельские территории и другую инфраструктуру. Я хочу улучшать свою страну», — говорит предприниматель.

Рекомендуемый полезный контент

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.