21 февраля 2022
Статья

Глобалшифтинг: как предприниматели открывают международные горизонты

Рано или поздно наступает момент, когда бизнес подходит к задаче глобализации. Принято считать, что так наступает этап взросления компании: если бизнесу тесно в России, значит, он окончательно сформировался и созрел. Но есть другое мнение - мыслить и действовать глобально можно и нужно с самого старта проекта.
Глобалшифтинг: как предприниматели открывают международные горизонты
Источник: unsplash

Здесь меняется парадигма мышления

Глобализация бизнеса начинается не с разработки плана действий, а с того, чтобы в первую очередь перестроить менталитет, начать мыслить другими категориями, считает Антон Ботвин, основатель proptech-проекта 1newhomes.com. Проект посвящен продаже недвижимости в Лондоне, а его уникальной чертой является тот факт, что практически вся команда располагается в Вологде. Отточив рабочие процессы маркетплейса на российском рынке недвижимости, Антон в 2019 году поставил цель двигаться на зарубежный рынок — и не прогадал. Сегодня 1newhomes.com входит в топ-10 поисковой выдачи по запросам, связанным с новостройками Лондона, и привлекает венчурные инвестиции. Акцент на органический поисковый трафик не случаен — он позволяет экономить до 30% маркетингового бюджета.

Большим толчком к изменениям Антон Ботвин считает решение пройти программу Global Shift Московской школы управления СКОЛКОВО. Антон окончил программу «Стартап Академия», после чего его «настигла глобалия». В какой-то момент возник непростой выбор: инвестировать в операционную деятельность проекта или учиться на программе, которую он сам сейчас называет единственным местом в России для предпринимателей, которые выходят на международный рынок. 

О решении еще раз инвестировать в образование Антон ни разу не пожалел: «С первого же модуля произошла совершенная перестройка менталитета, парадигмы мышления. Попадание в обучающий контур программы, общение и процессы дали сильный толчок к дальнейшим действиям внутри своего бизнеса».

Яркое и незабываемое впечатление от Global Shift сложилось и у Ольги Квашенкиной, генерального директора компании SNDGroup: «У меня совершенно изменилось восприятие собственного дела, которое я раньше называла просто „проект“. Из программы я вышла с осознанием того, что я — директор бизнеса, глобального, системного, приносящего прибыль». 


Сквозь барьеры и границы

Немалое количество компаний, стремящихся к глобальному росту, в процессе сталкивается не только с техническими препятствиями (юридические, законодательные, культурные), но и со стратегическими. Во многом это означает, что менеджмент интуитивно знает, что им нужен определенный рынок, но не может до конца сформулировать, как именно использовать его потенциал и какие действия в какой последовательности совершать. 

Ольга Квашенкина вспоминает, что оказалась в похожей ситуации. Ее компания SNDGroup существует с 2015 года и является разработчиком уникальной технологии в области электроники — логичным шагом в сторону глобализации был выход на рынок Китая. Компания стала заключать первые экспортные контракты, но это не выглядело как полноценное стратегическое действие. Не было понимания дальнейших шагов, а фактор коронавирусной эпидемии и ее последствий почти нивелировал первые успехи. 

Но там, где закрывается одна дверь, открывается другая: в разгар пандемии Ольга увидела возможность получить дополнительное бизнес-образование и рассматривала разные варианты. Программа Global Shift показалась ей наиболее убедительной с точки зрения ответов на все возникшие вопросы. Результат не заставил себя долго ждать — после программы руководитель SNDGroup полностью «пересобрала» процессы в компании и реализовала стратегическое решение по открытию производства на территории Китая. Эти действия в значительной степени повлияли на результаты: за первый квартал 2021 года SNDGroup получила больше выручки, чем за весь предыдущий год. В этом году компания ведет переговоры о новом инвестиционном раунде.

Впрочем, бывают и такие ситуации, когда стремление к глобальным рынкам продиктовано не столько развитием и открытием новых возможностей, сколько вопросом выживания. Учредитель российско-британской школы «Алгоритм» Алексей Мисютин поделился опытом перезапуска инновационного проекта Jalinga на глобальном уровне: «Наша бизнес-модель заключается в продаже видеостудий нового поколения „под ключ“. Таких не делает практически никто, но в России емкость рынка составляет лишь 5% от мировой и была на горизонте в несколько лет мы уткнёмся в потолок роста.. Стало понятно, что для того, чтобы бизнес жил, нужно выходить на глобальный рынок».

По словам ко-фаундера Jalinga, первые попытки выхода на международные рынки были не самыми удачными: масштабирования не происходило, проект не добивался задуманного. Но Алексей не привык опускать руки и начал искать решение, которое обрел в виде программы Global Shift. В процессе обучения он сформулировал вторую версию стратегии масштабирования Jalinga, а также выстроил схему распределения задач и компетенций: что оставить внутри компании, а что делегировать партнерам. 


Глобалшифтинг внутри команды

Как подмечает Ольга Квашенкина, программа Global Shift изменила не только ее собственное мышление, но и в значительной степени повлияла на процессы взаимоотношений в команде компании. Более того, в SNDroup рассматривают возможность участия топ-менеджеров в одном из ближайших потоков Global Shift. «Возникла потребность трансформации команды методами СКОЛКОВО, чтобы в проектной работе участвовали люди, говорящие на одном языке», — подводит итоги Ольга.

Антон Ботвин считает, что обучение помогло ему полностью изменить «идеологический контур» внутри компании, скорректировать процессы, конкретизировать дорожную карту проекта: «Я утвердился в понимании, что система разделения труда живет по одним и тем же принципам — что в Лондоне, что в Вологде». 

«Прежде чем открыть дорогу переменам в компании, нужно ответить честно, готов ли ты выделить на это ресурс — не столько финансовый, сколько временной», — комментирует Алексей Мисютин. По словам предпринимателя, многие фаундеры и топ-менеджеры глубоко вовлечены в рабочие процессы и могут оказаться не готовы «отрефлексировать» и реализовать глобалшифтинг, начиная с пересборки компании на локальном рынке. Возможно, это важнейшее действие — найти время и возможность посмотреть на бизнес под другим углом, как это делают участники программы Global Shift.


Конкурс грантов как возможность

Помимо того что фаундеры проектов 1newhomes.com, SNDGroup и Jalinga были изначально заряжены на глобальные перемены и стремились взять все возможное от программы Global Shift, они стали победителями конкурса грантов и получили возможность пройти программу на специальных условиях.

Конкурс проводится каждый год и предполагает анализ представленных проектов членами жюри, среди которых — выпускники Global Shift предыдущих потоков. Заявки на ближайший конкурс грантов Global Shift принимаются до 5 марта.


(0)

Новый поток программы Global Shift стартует 4 апреля 2022 года. Life is short. Go global.

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie