Венчурные инвестиции в 2022 году неспроста сильно упали. Зачем сейчас вкладываться в стартапы?
Самую высокую доходность всегда показывали вложения в стартапы, сделанные во времена глобальных финансовых кризисов, экономического спада и нестабильности. У стартапов лучше оценки, инвесторы могут добиваться самых оптимальных условий в сделках, на рынках появляется запрос на стартапы, решающие проблемы в новых реалиях — все это влияет на будущую доходность. Выигрывают те, кто в такие времена обладает капиталом и возможностями для инвестиций.
Есть ли какая-то платформа для поиска нужных стартапов?
Стартапы всегда находятся в динамике. Они либо уже привлекли средства, и деньги им пока больше не нужны, либо не привлекли и уже, может, прекратили существование. Поэтому любые платформы — это склады неактуальных презентаций. Лучшие все равно разбирают «по своим» в сообществах, через личный нетворкинг. Стать участником сообщества можно, вступив в профильный клуб и начав учиться на соответствующем курсе по венчурным инвестициям.
Как грамотно проанализировать рынок стартапов и понять, куда вложиться?
Венчурные инвестиции в стартапы — это не точная наука. Формул на все времена не существует, анализировать нужно многое: от отрасли и бизнес-модели до отношений основателей. Это искусство. Именно поэтому в Школе управления СКОЛКОВО мы этому учим через призму личного опыта ведущих профессиональных инвесторов, которые делятся со слушателями лучшими практиками под разным углом и на разных рынках.
Что можете сказать о дивидендной модели?
Деньги — это лишь топливо для роста. Модель, которая позволяет развиваться на свои, имеет право на существование, но независимо от венчурности бизнеса найти, как с внешними деньгами вырасти быстрее, чем без них, — самый важный момент. Иметь прибыль очень важно. Это позволяет не умереть в случае, если новые деньги для роста привлечь не удалось. Но куда направлять прибыль — на дальнейший рост или на выплату дивидендов — интересная задача для акционеров компании.
Как создать успешный стартап?
Важно найти одну очень большую проблему на очень большом рынке и создать идеальное решение, которое бы было обезболивающим для этой невыносимой боли клиента.
Какие риски, кроме того, что не выстрелит, существуют при инвестициях в стартап?
На ранних стадиях есть несколько рисков.
Первый риск: команда предпринимателей не сделает продукт.
Второй риск: созданный продукт не будет нужен пользователям/клиентам.
Третий риск: стартап не сможет масштабироваться с нужными результатами.
Четвертый риск: стартап не сможет вовремя привлекать нужное количество денег как топлива для роста — и это ключевой риск, так как венчурные стартапы умирают только когда у них заканчиваются деньги.
***