07 марта 2025
Статья

«Они» и «мы»: 5 вопросов о межпоколенческой коммуникации

Информационные привычки формируются в контексте времени, а разница в восприятии становится основой для межпоколенческого диалога. Нет «правильных нас» и «неправильных их», считает профессор бизнес-практики, проректор по операционной деятельности и цифровому развитию Школы управления СКОЛКОВО Светлана Миронюк.
«Они» и «мы»: 5 вопросов о межпоколенческой коммуникации

В чем ключевые различия в восприятии информации у поколений?

Многие относятся к теории поколений со здоровым скепсисом, воспринимая ее как маркетинговый инструмент. Однако трудно спорить с тем, что у каждой возрастной группы — будь то поколение Х, миллениалы или зумеры — есть общие черты, привычки и паттерны поведения. И обстоятельства каждой эпохи — 90-х, 2000-х, 2010-х — формировали свои стереотипы восприятия информации.  

Очевидно, что длинные текстовые форматы уступают место более емким, визуальным способам передачи информации, а также звуковым, например, подкастам. Главный дефицит сегодняшнего дня — время. Поэтому все, что помогает его сэкономить, становится основным способом обмена информации для новых поколений. 

Сейчас — эра игр и нарративов, и люди, чьи коммуникационные привычки формируются в наше время, выберут совсем другие способы общения и работы с информацией.

Как разрешать конфликты, связанные с поколенческими различиями?

Отказаться от привычных стереотипов и не сводить все к разнице в возрасте. Для начала можно задать себе следующие вопросы: 

  • Может быть, моя интерпретация неверна?
  • Какие предположения я сделал о своем коллеге или ситуации?
  • Что еще, кроме возраста или поколения этого человека, может объяснить наше взаимное недопонимание?

Важно осознать, что нет «правильных нас» и «неправильных их». Взаимопонимания легче достичь в равноправной коммуникации, чем в условиях доминирования и подчинения.

Как адаптировать стиль общения для разных поколений?

Вера в то, что «дети в наши дни хуже, чем молодежь в прошлом», — еще один распространенный стереотип. 

Ученые факультета психологии Калифорнийского университета придумали термин kids these days effect (феномен «дети в наше время»), который обозначает тенденцию взрослых пренебрежительно относиться к современной молодежи. 

Я не советую строить отношения с сотрудниками, опираясь исключительно на их возраст, но стоит учитывать, как по-разному люди воспринимают информацию. С кем-то лучше встретиться и поговорить за чашкой кофе, кому-то удобнее позвонить, а с некоторыми проще связаться по электронной почте.

Приведите примеры успешных межпоколенческих проектов

Мне нравится благотворительный фонд «Старость в радость». Благодаря деятельности этой организации огромное количество молодых людей ежедневно оказывает комплексную помощь пожилым людям — можно даже стать другом по переписке. Залог успеха этой инициативы — ценная связь между поколениями, которая помогает людям чувствовать себя нужными и любимыми.

Как изменится межпоколенческая коммуникация в будущем?

К 2050 году каждый шестой человек в мире будет старше 65 лет. А в России людей в возрасте 50+ к 2030 году будет почти половина страны! Профессиональные карьеры, как и продолжительность жизни, удлинились, поэтому в рабочих коллективах — гибридных и мультикультурных — вскоре могут встретиться сразу пять поколений сотрудников. Это настоящий вызов для будущих коммуникаторов. Уверена, что роль эффективных взаимодействий в работе будущего станет еще более значимой.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie