С чего начинать разработку маркетинговой стратегии?
Понятие маркетинговой стратегии включает три обязательных элемента: контекст, цель, план действий. Стартовым моментом является определение цели организации в рамках конкретного контекста. Под контекстом понимается знание рынка, конкурентов и трендов. Для получения этих данных проводят маркетинговые исследования или пользуются результатами имеющейся аналитики. Далее определяется цель. Идеально, если это будет и долгосрочное видение организации, и цели, которые можно описать максимально конкретно (по SMART, например). И уже в разрезе достижения конкретной цели в ясном для вас контексте вы определяете дальнейшие действия: изучение клиента, разработку продукта, продвижение, продажи и так далее.
Как компании адаптироваться к переменам?
Скорость перемен возрастает пропорционально возрастанию количества информации, практически лавинообразно. И бизнес должен успевать адаптироваться к переменам потребностей своих клиентов. Непрерывное изучение болей потребителей и разработка ценностных предложений, апробирование продуктов на стадии прототипов, создание сложных продуктов с дополненной ценностью — обязательные элементы бизнес-цикла сегодня. Например, технология Lean Startup позволяет максимально гибко и быстро отвечать запросам потребителей и адаптировать под них продукты.
Какой аудит рынка лучше? PESTEL/ABC/бенчмаркинг/что-то еще?
Выбор анализа обусловлен целью, которая ставится перед исследованием. PESTEL, а можно добавить PESTLECC, включает анализ политических (P), экономических (E), социальных (S), технологических (T), регуляторных (L), экологических (E), конкурентных (C) и потребительских (C) сил на рынке. Этот анализ хорош на старте подготовки стратегического планирования и позволяет всесторонне проанализировать внешнюю среду бизнеса, чтобы далее провести, например, SWOT-анализ в разрезе уже рассматриваемой цели организации.
Какие основные навыки необходимы для должности маркетолога?
Маркетолог в разрезе понятия стратегический маркетинг — удивительная профессия. С одной стороны, это человек, который умеет и анализировать, и креативить. То, что называется «мозговой амбидекстр», у которого хорошо работает как рациональное мышление, так и творческое воображение. С другой стороны, маркетолог взаимосвязан практически со всеми функциями в организации, исходя из понятия внутреннего маркетинга. Такая встроенность функции в бизнес, по сути, делает его фундаментальным стержнем организации. Для того чтобы это работало, маркетолог должен видеть широкую картину бизнеса и уметь коммуницировать с другими стейкхолдерами в организации. Кстати, это хороший трек для карьеры будущего генерального директора.
За что отвечает стратмаркетинг?
Существует много видов маркетинга. Чаще всего обывательское понимание маркетинга состоит в представлении о рекламе и продвижении продуктов. Это серьезное заблуждение. На самом деле, это маленький кусочек большой дисциплины. Стратегическим маркетингом принято обозначать фундаментальную дисциплину, объединяющую и аналитическую (продуктовую, коммерческую), и коммуникационную составляющую. То есть анализ среды и потребителя помогает поставить цель бизнеса и разработать продукт. Далее продукт продвигается и продается по определенной цене. Результаты этих действий анализируются — и цели, продукты и активности могут корректироваться. Это все и есть стратегический маркетинг.