Образовательная программа | Лидерство и личное развитие | Программы для молодых профессионалов

MOOVE by SKOLKOVO x MTS

Практическая программа по запуску стартапа и управлению цифровым продуктом.
19 января 2022
Статья

Как заработать миллион: стратегии трат, инвестиций и заработка

О том, какие бывают финансовые стратегии и как справиться со связанными с ними трудностями, рассказывает профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО Александр Тильдиков.
Как заработать миллион: стратегии трат, инвестиций и заработка

Лучше максимально экономить или больше зарабатывать?

Зависит от цели, стоящей перед вами, и состояния рынка на данный момент. Иногда заработать на рынке дополнительных 100 тысяч гораздо сложнее, чем сэкономить.

Это постоянный процесс: ты должен расти как в доходах, так и в эффективности. Это действительно сложно делать одновременно, нужно фокусироваться (стратегия эффективности VS стратегия роста). Чаще всего это происходит циклично: ты растешь, рост становится неэффективным, начинаешь экономить, приводить затраты в порядок. После этого снова начинаешь тратить на рост, а потом снова наводить порядок в затратах.

Нельзя сказать, что кто-то заработал миллиард, только экономя или вообще не работая с затратами. Безусловно, это также зависит и от специфики бизнеса, от его финансовой модели.

Эффективность. Как повысить?

Эффективность — производная от экономичности и результативности, то есть достижение результата с определенной экономичностью. Чтобы повысить эффективность, можно либо увеличить результативность, либо экономичность, либо и то и другое, но это достаточно сложно.

Различают 3 вида эффективности: 

  • Техническая. Например, размер заработной платы сотрудника на рынке — 100 рублей, а мы смогли нанять сотрудника за 90 рублей, то есть сэкономили на затратах.
  • Производственная/операционная. Если происходит рост производительности труда сотрудников/производства, мы используем затраты более рационально. 
  • Экономическая. Когда мы продаем дороже рынка, то есть умудряемся получить больше дохода с того, что тратим.

Важно четко понимать, с чем конкретно мы работаем и чего мы достигаем.

Как подобрать стратегию?

Стратегия всегда зависит от цели. Стратегия без цели бессмысленна. Важно понимать, куда мы идем, зачем, что будет являться результатом, когда мы туда доберемся. 

После этого можно переходить к построению стратегии. Если упростить, классический метод построения стратегии выглядит так: 

  • Определить цель. 
  • Изучать рынок. Следить за конкурентами и изучать клиентов, чтобы эффективнее реализовывать цели. 
  • Понимать свое конкурентное преимущество, если оно есть, свои возможности, сильные/слабые стороны. 

После того как эти три аспекта определены и ясны, мы составляем план движения к цели, которую определили, выбирая возможности на рынке, используя свои сильные стороны.

Помимо такого классического подхода, есть и другие, например визионерская или адаптивная стратегии. Интересный обзор стратегий представлен в книге «Стратегии тоже нужна стратегия» М. Ривза.

Инвестировать — это необходимо?

Безусловно. Инвестиция, по сути, это то, что остается после затрат.  

Для некоторых инвестиции — это бизнес, для других — будущие доходы, пенсия, накопление капитала. В любом случае правильные инвестиции помогают зарабатывать. Некоторые на инвестициях зарабатывают гораздо больше, чем на основной операционной деятельности.

Подробнее можно прочитать в моем телеграм-канале.

На какой срок должна быть финансовая стратегия и планирование? Минимум и максимум

Разные технологии планирования подразумевают разбивку времени на разные сроки. 

Кто-то планирует на недели, кто-то — на год, кто-то — на более долгий период. На мой взгляд, необходим и «ближний свет фар», и «дальний», то есть и краткосрочное планирование, и долгосрочное. Краткосрочное — чтобы знать, насколько эффективно ты провел этот год. Долгосрочное — чтобы не сбиться с пути. Я предпочитаю планы на год и 3–5 лет.

Что неочевидное нужно учесть новичку в бизнесе?

В основном «новички в бизнесе» поступают вполне правильно — стараются узнать о бизнесе как можно больше (касательно продаж, финансов, и т. д.). 

Но мы все знаем, что в бизнесе самым главным ограничивающим элементом является сам человек, сам бизнесмен — творец и держатель главной идеи. Поэтому саморазвитие предпринимателя необходимо для дальнейшего роста бизнеса. Постоянное расширение кругозора, поиск новых идей, умение повышать внутреннюю капитализацию делает предпринимателя сродни поэту, художнику. Предприниматель — профессия творческая. Без таланта и постоянного развития она невозможна.



(0)
(0)
Оставь заявку
Напиши нам
moove@skolkovo.ru

Консультанты программы

Левон Кафафов

+7 925 272 21 27
@kafafidis

Тимур Гусейнов

+7 977 730 85 15
@timur_skolkovo

Максим Кораблёв

+7 968 774-17-70
mkorablev@skolkovo.ru

Анастасия Озерова

+7 965 400-27-30
aozerova@skolkovo.ru

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.