08 января 2022
Статья

Самореализация

«Найди себе дело по душе и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни»: расхожая цитата Конфуция отражает современные тренды. Все меньше людей ищут работу только для зарабатывания денег, и все больше стремятся найти то дело, в котором смогут проявить себя и развить потенциал. Читайте статью Елены Клековкиной, директора Центра executive-коучинга, развития и карьеры, посвященную этой теме.
Самореализация

Менять профессию — нормально

В жизни каждого человека наступают времена, когда вопросы самоопределения встают наиболее остро. Как правило, впервые мы сталкиваемся с этой проблемой после школы — при выборе профессии или вуза. В следующий раз — ближе к сорока годам. Это связано с тем, что до сорока люди обычно реализуют социально приемлемую программу. Но вот деньги заработаны, семья создана — и человек задумывается: а сам-то я чего хочу? Что я буду делать из внутреннего желания, из внутренней потребности самореализации?

И поскольку продолжительность жизни увеличилась, человек сталкивается с кризисом самоопределения еще и к 60–65 годам. Люди выходят на пенсию, хорошо себя чувствуют, занимают активную жизненную позицию, не хотят списывать себя со счетов и задумываются, что делать дальше и как оставаться полезным не только для себя, но и для социума.

Нормой становится кардинальная смена профессии. Мы быстрее устаем развиваться в одной нише, хочется внутреннего обновления. Кроме того, благодаря технологиям мир стремительно меняется, что тоже подталкивает нас к постоянному развитию, в том числе к радикальному переходу в новые профессиональные идентичности.


В последнее время даже возникло понятие «безграничная карьера», которое связано с нежеланием опираться на какую-то одну корпоративную структуру и реализовываться узко в ней. И благодаря новым технологиям и глобализации рынка труда у нас появилась возможность сотрудничать с разными работодателями. Человек строит свой трек развития в зависимости от востребованности компетенций, с учетом своих сильных сторон и того, что ему нравится делать.

К переменам нужно подготовиться

Есть внутренний сигнал, который помогает понять, что мы занимаемся «не тем». Если на протяжении продолжительного времени человек с трудом встает с кровати утром, чтобы пойти на работу, не испытывает радости от своей деятельности, перестали гореть глаза, — значит, пора что-то менять.

Существует пять составляющих профессиональной идентичности:

  1. География
  2. Отрасль
  3. Функция
  4. Деятельность внутри функции
  5. Тип занятости

Желательно аккуратно поменять какой-то один параметр и посмотреть, что получится. Радикальный переворот тоже возможен, например, маркетолог решил стать коучем. Но в этом случае не стоит ждать каких-то быстрых результатов. Даже суперпрофессионал при переходе из своей области в другую станет новичком в профессии. Хотя и будет опираться на уже наработанные навыки, компетенции и связи. Обязательно нужно учитывать, что на первых порах мало что будет получаться, что будет спад в доходах. Обычно этот период занимает три–пять лет.

На эту тему есть хорошая книга «100 years life». Авторы выделяют десятилетние периоды профессиональной трансформации и рекомендуют заранее к ним готовиться. В том числе — откладывать деньги, чтобы позволить себе спад в доходах и инвестиции в новое образование. Потому что 3L — постоянное обучение — это уже не развитие ради вдохновения, поиска друзей и новых социальных связей. Это то, что позволяет нам оставаться востребованными.

Осознать, кто ты есть

После школы осознанный выбор сделать сложно. Родители часто навязывают детям тот трек развития, который они сами прошли, — тут уже есть связи, опыт, понятные дороги. Но в современном мире дети часто бывают компетентнее своих родителей — это надо признавать и отходить в сторону. Делиться своим опытом, но ни в коем случае не передавливать, чтобы дети могли свободно выбрать то направление, которое актуально здесь и сейчас.

Кстати, на программе «Карьерный навигатор junior» в СКОЛКОВО мы в течение семи недель показываем ребятам, как отделить собственные предпочтения от желаний родителей и образов, навязанных обществом.  

1. «Кто я?» Диагностика

Вопрос «Кто я?» многих ставит в тупик, потому что мы ассоциируем себя с социальными ролями и не понимаем, какие у нас ценности, личность, темперамент, интересы. Я — мама, я — программист, я — хороший друг — это все «я для кого-то». А вот «Кто я для себя? Какой тип деятельности будет меня вдохновлять? В чем я вижу смысл?» — это уже про глубинное самоопределение.

Следующий вопрос: «Как меня воспринимает окружение?» Семья, родители, друзья могут помочь посмотреть на себя с другого угла и найти слепые зоны, которые можно исследовать.

2. «Что для меня важно?» Самоопределение

На этом этапе происходит выработка критериев — чем для меня является профессиональная деятельность, что для меня важно. Для одного мотивирующим фактором будут деньги, для другого — какая-то специфическая деятельность, для третьего — альтруизм (эти люди обычно идут в благотворительные организации).

Затем создается список интересующих профессиональных направлений, затем формируется шорт-лист самых подходящих. А после можно выбирать программу обучения, которая поможет стать профессионалом в выбранной специализации.

Понять, что мотивирует

Раньше главный мотив человека заключался в преодолении себя: нужно было принять какой-то вызов и достичь чего-то. Но сейчас молодежь все чаще и чаще выбирает аутентичность. Никто не хочет идти на компромиссы и что-то преодолевать, чтобы потом было хорошо. Все хотят сразу же попасть в конгруэнтную сферу, которая мотивирует, развивает, совпадает с ценностями.

Мы все очень разные, поэтому мотивы и драйверы у нас различаются. Раньше главным фактором при выборе работы были деньги. Сейчас люди в первую очередь стремятся найти дело по душе. Но кому-то важны деньги прямо на уровне ценностей: такие люди любят составлять таблички, заниматься личным или корпоративным бюджетом. В этом случае деньги — это двигатель развития и мерило успеха.

Я общалась с топ-менеджером, который очень успешно занимается продажами. До тестирования мне казалось, что коммерция для него — самое важное, потому что он постоянно говорил про деньги. Оказалось, что мотив этого человека — гедонизм. Ему очень нравится красиво жить: летать на частных самолетах, отдыхать в лучших отелях. И деньги — это только средство достижения такого уровня жизни.

Переход от установки «деньги — главный мотиватор» произошел постепенно за последние десять лет. Главный драйвер этих изменений — открытость информации и безграничность возможностей. Во время той же пандемии наши горизонты расширились: если раньше нужно было принимать людей в кабинете, то сейчас встречи можно проводить по зуму.

Сотрудники многих компаний поняли, что дистанционная работа эффективна, что корпоративная культура и ежедневные ритуалы — поехать в офис, пообщаться с коллегами — отнимают время, а ценности добавляют не так и много. Что самое главное — опираться на свои компетенции, развиваться и понимать, у кого и на какие типы услуг ты можешь быть востребован. Постепенное понимание своей силы привело к тому, что люди все чаще предпочитают аутентичность всему остальному.

Искать то, что откликается

Единственный правильный метод найти свое призвание — пробовать и ошибаться. Нужно постоянно экспериментировать, размещать себя в зоны дискомфорта, заниматься чем-то новым и смотреть, что откликается.

Как это делать?

Самое простое — пойти учиться. Можно заняться волонтерством и делать что-то бесплатно на первых порах. А осознав, что дело нравится, начать монетизировать. Можно проходить стажировки, участвовать в конкурсах, вступать в ассоциации, ходить на курсы. Можно общаться с людьми, которые кажутся хорошими ролевыми моделями и вдохновлены своей деятельностью. Иными словами, искать точки соприкосновения с теми сферами, которые кажутся вам интересными.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie