11 января 2024
Статья

Как предприниматель видит свой бизнес и почему это важно

Как устроены представления предпринимателя о его бизнесе и что делать, чтобы образ в голове владельца и его команды был синхронизирован, рассказывают эксперты программы «СКОЛКОВО Практикум»: руководитель игрового режима Вячеслав Злобин и выпускник программы, собственник компании «Киноплан» Анатолий Кузьменко.
Как предприниматель видит свой бизнес и почему это важно

Прежде всего, давайте разберемся с определением термина «представление». Представления — это комплекс понятий и схем, через которые человек видит окружающий мир. Меняя представления, мы словно меняем очки, получая большую резкость, четкость и ясность видения.

Когда представления развивают/тормозят бизнес

Современный предприниматель часто сталкивается с трудностями при достижении бизнес-целей. Когда он не может решить рабочую задачу, часто спускается до уровня систем — своих представлений о компании и индустрии. Если представления собственника при этом не соответствуют действительности или не синхронизированы с командой, это может стать серьезным стоп-фактором для развития организации.

Причины, которые могут приводить к изменению адекватных представлений:

  1. Ежедневный информационный поток. Динамика изменений деловых и регуляторных практик, которые происходят в обществе, не позволяет руководителю «поднять голову» на уровень целей. Основная масса людей в этот момент напоминает хоккеистов, которые постоянно сосредоточены на движении шайбы вместо видения игры. Например, чтобы понять важна ли та или иная новость для компании, собственники вынуждены постоянно погружаться в контекст. Из-за этого они теряют общий фокус, который важен для верхнеуровневого управления процессами и анализа всего рынка. Внимание рассеивается, показатели падают, решения запаздывают.

  2. Быстрый рост команды. Когда численность участников слишком большая, предприниматель не может заниматься тщательным отбором сотрудников и трансляцией своих ценностей. Уже невозможно бывает запомнить всех в лицо, провести с каждым личный разговор, донести видение и ключевые особенности работы компании. Если не придумывать новые способы работы с представлениями у членов команды, то при уходе опытных сотрудников и приеме в команду новых работников представления не восполняются.

  3. Слабая организация обратной связи. Во многих структурах предприниматель до сих пор — «царь и бог». Сотрудники опасаются высказать ему личное мнение, и это приводит к ошибкам, заблуждениям и неадекватному пониманию ситуации. Кроме того, сегодня часто возникает «понятийная катастрофа»: сотрудники используют слова и понимают их по-разному. Из-за этого часть команды может думать одно, а другая — противоположное.

Как можно работать с представлениями

Чтобы внутри компании было адекватное выровненное представление о бизнесе и индустрии, предпринимателю важно работать с собственными представлениями, а также постоянно поддерживать синхронизацию внутри команды. Сложность в том, что малому и среднему бизнесу неоткуда черпать понимание того, что с этим делать. В большинстве деловой литературы разбираются проблемы крупных корпораций, а предпринимателю тем временем необходимо сделать так, чтобы все сотрудники смотрели в одном направлении.

Избежать непонимания можно. Несколько эффективных способов для синхронизации представления внутри компании используются на программе «СКОЛКОВО Практикум».

  1. Игры. Игровой режим учит предпринимателей действовать не так, как они привыкли. Единственный способ выиграть в такой игре — увидеть всю ситуацию целиком и научиться управлять другими игроками. Умение обыгрывать других предпринимателей повышает эффективность управления процессами, а внедрение чужих стратегий в свою деятельность позитивно влияет на организацию.

    Кроме того, если собственнику нужно «отработать» конкретную ситуацию, он может кастомизировать игру под себя: написать свой сценарий и решить в режиме симуляции реальную задачу. Таким образом он получит понимание, как его идея будет реализовываться на практике в различных вариантах и какие последствия возможны, исходя из условий. Правильно выстроенная игра поможет внедрить изменения на рынке и предвосхитить тренды.

  2. Схематизация. Речь идет о схемах по устройству таких объектов как рынок, компания, бизнес-модель, а также о схемах способов управления этими объектами. К примеру, собственникам, которые имеют амбицию стать лидером рынка, для начала нужно построить схему, которая позволяет увидеть устройство их рынков и определить ключевые точки для своего воздействия.

Схемы структурируют мышление, способствуют коммуникации, помогают организовать деятельность и ее управление.

Чтобы освоить практику схематизации, нужно:

  • Выработать совместный вокабуляр: морфологию, синтаксис, семантику языка схематизации (какие знаки и графемы мы используем для обозначения понятий и смыслов, каким образом читаем и строим схемы объектов и наших действий). К примеру, один из самых важных знаков — фигура человека. Размещая на схеме «человека», мы в том числе можем разместить себя внутри контура рассмотрения ситуации, увидеть наши цели и способы работы;
  • Освоить способы коллективного мышления и коммуникации с использованием схем;
  • Внедрить в процессы и пространство инструменты схематизации и визуализации (флипчарты и доски, цифровые пространства Miro, Stormboard и другие);
  • Выполнить на основе реальных задач и вопросов упражнения на схематизацию рынка и бизнес-модели компании;
  • Создать альбомы схем, в которых будут учтены самые удачные и неудачные варианты, в том числе базовые представления о бизнес-модели компании, продукте, системе управления, рынке в виде схем. И далее транслировать внутри команды, иногда подвергая их перепроверке. 

Способы М-К-Д (мышление-коммуникация-деятельность). Менять свои способы мышления, коммуникации и деятельности почти невозможно в одиночку. Здесь помогает партнер-предприниматель, взаимодействие с которым позволяют собственнику увидеть себя со стороны, организовать необходимую рефлексию, выстроить новые способы М-К-Д и попробовать их применить. Это способствует достижению новых результатов и повышает общую эффективность компании.

Работа с собственными представлениями. Умение отрефлексировать происходящее, успехи и неудачи, и поменять то, что требует изменения. Ответить себе на три группы вопросов:

  • Что происходит в индустрии и рынке? Какие стратегии и сценарии существуют и возможны? В чью игру мы «играем» или же разворачиваем ее сами? 
  • Что убьет нашу компанию и рынок? 
  • В чем ключевая несостоятельность нашей бизнес-модели относительно ситуации?

Эти вопросы запускают процесс изменений и развития. Первый вопрос, связанный с ситуацией в индустрии, влияет на рост или падение показателей. Например, из-за изменения международной ситуации бизнес может либо расти невероятными темпами, либо стагнировать. Второй вопрос помогает вовремя поменять бизнес-модель и при необходимости перейти на другой рынок. Третий вопрос может спасти организацию и даже способствовать поиску новых способов увеличения прибыли.

Как это работает в реальности

Что со всеми этими схемами и рефлексией делать в реальной жизни, рассказал выпускник «СКОЛКОВО Практикум», серийный предприниматель Анатолий Кузьменко:

«Конкретно мой бизнес связан с кино. Индустрия с 2020 по 2022 год пережила сильные кризисы. Сборы в пандемию упали до нуля, и бизнес-модель пришлось полностью пересобирать. Когда я только пришел на программу, меня попросили нарисовать карту денежных потоков. Сначала вместе с командой мы придумали цепочку из поставщиков и покупателей, но это было не то. Потом сделали карту денежных потоков страны, киноиндустрии, всех крупных игроков, но это снова не подошло. Уже на последнем этапе описали всю индустрию развлечений, начиная с мирового рынка и заканчивая нашей компанией, и пазл сложился. 
Как только на бумаге возникло понимание своего места в общей системе индустрии, мы сразу отбросили ненужные стратегии. Например, мы хотели заходить на онлайн-платформы. После создания карты стало ясно, что основной бенефициар на интернет-площадках — крупные финансовые группы, например, «Сбербанк» и «МТС», которые продвигают подписную модель монетизации. Они используют платформы как инструмент, а не как исключительно бизнес, и конкретно наша организация не могла с ними конкурировать. Мы выяснили это только после изменения мнения о своем бизнесе и его ограничениях.
Также оказалось, что большинство аудитории компании заинтересовано в наших технологиях. Мы проанализировали, что делают конкуренты, и сфокусировались на новом технологическом аспекте — создании цифровых аватаров людей, которые ходят в кино. Собранные данные о кино-предпочтениях пользователей мы стали передавать рекламодателям, и сейчас наша выручка растет на 5-10%.
В итоге мы изменили нашу бизнес-модель, но не отказались до конца от предыдущей. Мы так же остались технологической компанией, но, выйдя на новый уровень восприятия происходящего, выросли по многим направлениям в 5 раз за последний год».



Таким образом, то, как собственник и его команда понимают концепцию и идеологию компании, насколько это понимание синхронно, адекватно действительности и запросам рынка, напрямую влияет на эффективность управления и дальнейшее развитие. Особенно это важно в процессе стратегирования в малом бизнесе. Ведь в отличие от крупных корпораций, где погрешность нивелируется масштабом и сложной системой принятия решений, в небольшой компании даже крошечная ошибка в стратегии может стать фатальной.

Больше о предпринимательском мышлении и возможностях пересборки бизнеса в условиях постоянно меняющейся реальности можно узнать по ссылке ниже.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie