Российские торговые предприятия и безналичные розничные платежи: отношения, стратегии, предпочтения

Исследование будет полезно всем, кто связан с эквайеринговым бизнесом в России или заинтересован в его развитии. В частности, представители финансовых услуг, особенно банки, могут переоценить свои продуктовые и маркетинговые стратегии исходя из результатов, полученных благодаря данному анализу.

Об исследовании

За последние годы эквайеринг превратился из нишевой услуги для крупнейших торговых предприятий в масштабный продукт, представленный во всех типах торговых предприятий: если в 2012 году доля предприятий, принимающих безналичные платежи, была около 30 % (по данным ЦБ), то в 2017 году данный показатель стал вдвое выше: 62 % торговых предприятий принимали безналичные платежи, при этом среди сетевых предприятий данный показатель достиг 87 %. Вместе со статистикой меняется и восприятие безналичных платежей. Так, например, в 2017 году около 30 % предприятий безразличны к способу оплаты, а 24 % предприятий всех типов и 37 % интернет-магазинов предпочитают безналичную оплату. При этом торговые предприятия отмечают рост качества и доступности эквайеринговых услуг, а цифровые и финансовые инновации продолжают стимулировать прием безналичных платежей как в мире, так и в России.

Изменяющийся ландшафт рынка безналичных розничных платежных услуг, в частности отношений, стратегий и предпочтений розничных торговых предприятий к безналичным розничным платежным услугам, послужил мотивацией для создания данного отчета. В 2014 и 2017 годах Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО создал фундаментальные исследования рынка розничных платежных услуг, однако изучение стороны эквайеринга и торговых предприятий приобретает новую важность в связи с увеличением роли платежа как стратегического инструмента и ростом распространенности инфраструктуры приема. Помимо этого, данный отчет является одним из ключевых элементов при оценке эффективности текущих тарифных ставок (в том числе межбанковской комиссии) на российском рынке безналичных розничных платежей, предлагая анализ эффектов изменений и актуализацию выгод торговых точек, которые являются ключевым вводным параметром для моделей оценки эффективности тарифов (например, исследование Кривошеи (2018)).

Данный отчет посвящен анализу текущего состояния и динамики развития эквайеринга в России с точки зрения розничных торговых предприятий. Особое внимание в данном отчете уделяется отношению торговых предприятий разного типа к безналичному платежу, а также стратегиям и предпочтениям торговых точек в отношении безналичных розничных платежных услуг. Исследование основано на всероссийских опросах торговых предприятий, проводившихся Центром финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО в 2014 и 2017 годах и включавших в себя 800 торговых точек из разных регионов России, а также на расчетах авторов на основе опросных данных.

Исследование будет полезно всем, кто связан с эквайеринговым бизнесом в России или заинтересован в его развитии. В частности, представители финансовых услуг, особенно банки, могут переоценить свои продуктовые и маркетинговые стратегии исходя из результатов, полученных благодаря данному анализу. Представители торговых предприятий, в свою очередь, могут изучить среднерыночные показатели, связанные с приемом безналичных платежей, и исходя из своей текущей позиции по отношению к среднему значению найти пути ее улучшения на рынке безналичных розничных платежей. Регулятор и надзорные органы могут использовать информацию из данного исследования, в частности результаты оценки выгод торговых предприятий, связанных с приемом безналичных платежей, и гипотетического эксперимента изменения условий на рынке для решений о регулировании и мерах стимулирования рынка безналичных розничных платежных услуг в России.

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie