©2023 Московская школа управления СКОЛКОВО. Все права защищены. Интеллектуальная собственность
Стремительное развитие индустрии безналичных платежей изменяет их роль для различных участников экосистемы безналичной экономики. Безналичные платежи из базовой услуги становятся ключевой компонентой увеличения ценности в различных индустриях. Подобная трансформация индустрии розничных платежных услуг меняет не только конъюнктуру экосистем различных отраслей экономики, но и отношение потребителя к платежу. Новинки платежной индустрии становятся предметом внимания и интереса, что приводит к расширению личного ассортимента платежных инструментов, а форм-факторы, когда-то активно использовавшиеся, уходят на второй план и считаются пережитком прошлого. Однако ряд изменений происходит на более глубоком уровне: меняется роль платежа в клиентском пути, появляются новые типы платежей, а выбор инструментов все чаще происходит исходя из характеристик поведения клиентов, а не исключительно социально-демографических параметров, что заставляет финансовые институты, предоставляющие платежные услуги, адаптироваться под новые реалии и менять собственные продуктовые и маркетинговые стратегии с увеличивающейся скоростью.
Трансформация безналичной экономики и изменение роли розничных платежей в жизни потребителя послужили мотивацией к более подробному изучению отношения потребителя к безналичным розничным платежам, новых типов платежей и роли платежа в клиентском пути в различных ситуациях. Представленный отчет является продолжением серии отчетов Центра финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО, посвященных рынку безналичных розничных платежей. Для более детального изучения изменений на рынке выбрана стратегия качественного исследования, результаты которого могут лечь в основу дальнейших количественных оценок. Дизайн исследования состоит из четырех ключевых стадий: 1) заполнение потребителями онлайн-блогов (n=50, платежные дневники и дневники депривации); 2) включенное наблюдение; 3) проведение стандартных фокус-групп (восемь групп по шесть человек); 4) проведение игровых фокус-групп (четыре группы по пять человек).
Данное исследование будет полезно всем, кто заинтересован в развитии безналичной экономики в России, а также в понимании новых ролей розничных платежей в жизни потребителя. Особенно стоит выделить банки и других провайдеров финансовых услуг, которым представленные результаты могут помочь в создании и продвижении новых продуктов. Публичный сектор, в свою очередь, может определить ключевые болевые точки для потребителей, чтобы улучшить качество и глубину использования финансовых услуг в России с помощью изменения стимулирующих и регуляторных подходов.