Исследование ключевых проблем правового регулирования рынка электронной коммерции

Центр развития потребительского рынка подготовил исследование, посвященное изучению ключевых проблем в области нормативно-правового регулирования рынка электронной коммерции в России на основе анализа отечественного и зарубежного законодательства, а также позиций участников рынка.

Об исследовании

В настоящее время электронная коммерция (e-commerce) — одна из самых быстрорастущих и непрерывно расширяющихся как по аудитории, так и по различным форматам отраслей в России. Однако действующее нормативно-правовое регулирование электронной коммерции фрагментарно, из-за чего к отрасли применяются нормы, разработанные для традиционных видов торговли и не учитывающие интересы всех участников правоотношений. Данная ситуация ущемляет интересы участников отрасли: профессиональные участники рынка (продавцы товаров, исполнители услуг, подрядчики, посредники) находятся под постоянным риском претензий со стороны контролирующих органов, потребители рискуют нарушением их прав, а само государство не имеет прозрачной картины, дающей представление о ситуации в сфере электронной коммерции.

Дополнительным импульсом к развитию отрасли электронной коммерции в России может стать устранение или минимизация негативного влияния существующих в нормативно-правовой плоскости проблем. Появление гибкого, сбалансированного и прозрачного регулирования отрасли может способствовать решению основных проблем и стимулировать развитие всей отрасли.

Цель работы: на основе анализа нормативного правового регулирования, позиций участников рынка, а также анализа мирового опыта провести исследование ключевых проблем правового регулирования рынка электронной коммерции Российской Федерации и мира (далее — «Исследование»).

Содержание работы

  • Изучение международного опыта регулирования электронной коммерции по направлениям:
    • определение статуса и разновидностей онлайн-платформ, отношений участников рынка в рамках онлайн-платформ (В2С и В2В);
    • ответственность онлайн-платформ электронной коммерции;
    • регулирование дистанционной продажи отдельных категорий товаров;
    • противодействие злоупотреблению потребителями своими правами.
  • Изучение российского опыта в рамках проведения Исследования:
    • описание исходного состояния отрасли электронной коммерции в России;
    • описание и анализ действующей системы регулирования электронной коммерции в России на основе анализа открытых источников и экспертных интервью по гражданско-правовому и административному направлениям;
    • оценка экономических рисков для участников рынка электронной коммерции.
  • Разработка решений исследованных проблем и уменьшение экономических рисков.

    Методология исследования

    Открытые источники информации:

    сайты ФОИВ восемнадцати стран, справочно-информационные системы, сайты российских и зарубежных онлайн-платформ, информационные базы данных, исследования и научные статьи ведущих российских и зарубежных авторов. Всего более десяти языков, четырехсот пятидесяти источников, сорока научных работ.

    Экспертные интервью:

    всего весной 2021 года проведено тридцать два экспертных интервью с представителями розничных торговых сетей, онлайн-платформ электронной коммерции, логистических компаний, органами государственной власти РФ, общественными организациями со стороны потребителей и бизнеса.

    Контакты

    Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie