Курс Андрея Щербенка «Управление университетами»

Открытая публикация онлайн-курса об устройстве университетов
  • Открыто. Свободно. Для всех.

    Курс «Управление университетами» — вклад в общее дело развития университетов.

    Смотрите. Используйте в работе. Делитесь с коллегами.

    Ольга Назайкинская

    Профессор бизнес-практики, директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО

О курсе

Автор — Андрей Щербенок (1974–2025).

Онлайн-курс «Управление университетами» предлагает взглянуть на университет как на объект управления. Он объединяет международный опыт и российскую специфику, помогая осмыслить, что и как можно менять в университетах — как на уровне стратегии, так и в рамках отдельных форматов и подразделений.

Курс затрагивает устройство образовательных и исследовательских процессов, организационную логику университетской жизни, дисциплинарность, исследовательскую политику, позиционирование и культурные различия внутри академической среды.

Андрей Щербенок опирался на собственный опыт работы в университетах разных стран и предлагал системный взгляд на академическую среду изнутри. Его анализ помогает лучше понять, как устроены университеты, какие управленческие решения формируют их развитие и чему действительно стоит учиться на международном опыте — не копируя напрямую, а осмысляя в контексте конкретной среды.

Материалы курса были записаны в 2017 году и обновлены в 2022. Хотя отдельные примеры отражают контекст времени, ключевые темы остаются значимыми и актуальными.

В 2025 году Андрея не стало. В память об Андрее мы открываем доступ ко всем материалам курса, чтобы сохранить и передать его вклад. Это не просто лекции — это основа для понимания и развития университетов.

Модуль 1. Университет как объект управления

  • Императив трансформации
  • Академическая революция
  • Российская университетская система
  • Университет как организация

Модуль 2. Образовательный процесс в университете: бакалавриат

  • Российский бакалавриат как образовательная труба
  • Условия эффективности образовательной трубы
  • Свободное образование
  • Форматы свободного образования: открытый учебный план и ядерная программа

Модуль 3. Элитный бакалавриат, интернет-революция, магистерские и аспирантские программы

  • Элитный бакалавриат
  • Интернет-революция как вызов для университетского образования
  • Интернет-революция как возможность
  • Магистратура и аспирантура: российские проблемы и немецкие истоки

Модуль 4. Исследования в университете

  • Место исследований в университете
  • Исследовательский протокол
  • Инсталляция исследовательского протокола
  • Исследовательский профиль университета

Модуль 5. Дисциплинарность

  • Дисциплины и карты знания
  • Функции дисциплин в современном университете
  • Междисциплинарность
  • Институционализация междисциплинарности в университете

Модуль 6. Организационные культуры и нормы деятельности

  • Университетские субкультуры: «местные» и «космополиты»
  • Университетские субкультуры: мораториальные и профессиональные студенты, администрация и НПР
  • Нормативный конфликт и управление: постановка рамок
  • Нормативный конфликт и управление: минимизация последствий и вовлечение в управление университетом

Модуль 7. Позиционирование, идентичность, бренд

  • Глобальный рынок
  • Адаптивные стратегии
  • Внешнее позиционирование: тренды, поставщики, стейкхолдеры
  • Внешнее позиционирование: конкуренты

Лекция 8.

  • Управление университетами в России: 2016-2022

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie