В своей единственной лекции в Москве в МГУ Джек Ма высказал следующую мысль:
«Когда мы изучаем иностранный язык, мы начинаем понимать и уважать культуру. А когда мы уважаем другую культуру, нас тоже начинают уважать. Если вам не нравится чужая культура, вы никогда не найдёте друзей. А если у вас нет друзей, как вы вообще можете заниматься бизнесом? Иностранный язык очень мне помог. Но ещё больше мне помогло уважение к другим культурам».
Так вот, во время визита слушателей Global AMP в Alibaba, топ-менеджер, отвечающий за Россию, начал не с вопросов политики, стратегии, тактики, а с культуры: с Достоевского и Толстого, Эрмитажа и Пушкинского музея.
В его словах было много уважения и знания нашей страны. Как обычно в Китае, воля первого руководителя выступает эталоном для всех. Поэтому слова топ-менеджера Alibaba можно считать базой, на которой компания строит бизнес с Россией.
Слушатели программы задавались потом вопросом: что мы знаем про Китай и что читали из современной литературы? Понимаем ли мы эту культуру и то, как они смотрят на нас?
Ритуал во главе всего
Понять Китай без понимания того, на какой религиозной основе это все стоит, невозможно. Это смешение даосизма, конфуцианства и буддизма.
Самое главное в этой культуре — ритуал. От того, насколько ты внимателен к традициям, уважаешь суть ритуалов и чтишь старших, зависит то, как к тебе относятся: как к необразованному варвару или как к человеку, с которым можно иметь дело.
На этих ритуалах нация жила последние тысячи лет. Менялись властители и экономические режимы, но ритуалы остаются основой, которая держит Китай.
Уважение к старшим, четкое распределение ролей, рациональность и структура, все это не бросается в глаза, но создает каркас, на котором потом строится общение.
Ритуал призван настолько четко обрисовать структуру и процесс, чтобы от человеческого фактора почти ничего не зависело, чтобы ни эмоции, ни прессинг не могли повлиять на исход игры.
Есть схема, она известна всем участникам процесса, и игра идет по ней. Участники процесса не ставят под вопрос правильность или необходимость этих норм, они их принимают как данность, которая не оспаривается.
Структурировать можно все
Если ты живешь в Китае, в твоей жизни все структурировано и зарегулировано. Наверное, иначе и не может быть, когда население составляет 1,4 млрд человек. На главных пешеходных улицах стоят регулировщики, которые управляют движением не автомобилей, а людей.
Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором любая личность имеет свою функцию. Если ты ее нашел или осознал, ты посвящаешь свою жизнь работе в рамках этой задачи.
Один из лозунгов Китая звучит как «Возделывать поля счастья своей жизни». И когда ты занят этими полями, то нет времени рефлексировать над неважными деталями. Важно делать свое дело на том месте, на котором ты находишься.
В китайской традиции за всеми решениями идет четкое понимание, почему это выгодно, что нужно сделать и какой конечный результат нужно получить.
Общее впечатление — китайцы вовсе не стесняются вслух говорить о том, что они хотят быть богатой нацией. Все цитируют Конфуция, и кажется, что рациональность — важная часть ДНК нации.
Опыт божественного или технологии?
Мы со слушателями программы участвовали в часовой службе в храме в Чуфу, столице конфуцианства. Плохо знакомые с культурой и обрядами, мы просто отдались яркому процессу: много звуков, ритма барабанов, пения.
В какой-то момент перед глазами начали возникать картины из личного прошлого, это было как минимум неожиданно. Было интересно позже узнать, что ровно в этот момент по структуре службы происходил ритуал очищения и покаяния, и после определенного удара барабанов всем присутствующим должны были приходить воспоминания, которые надо было прожить и отпустить.
До сих пор интересно, что же это было: либо мы бессознательно присоединились к процессу, который больше, чем мы, либо вековые технологии настолько отработаны, что через ритмы приводят любого человека в желаемую точку.
Китай умеет сочетать противоречия, рациональность живет рядом с мифическим, непознанным, совершенно иррациональным. Змеи, драконы, мифы — все это часть этой древней сложной культуры, и для многих они больше, чем красивые картинки.
Китаецентричность Китая
Несколько раз мы слышали историю, как устроена Вселенная: над всем господствует круглое небо, внизу простирается земля квадратной формы, а ее центром является «Срединное государство», Китай.
Так как небо находится над «Срединным государством», то Китай также называют «Поднебесной». Земли вне «срединного государства» населяют варвары — люди, которых нужно понимать, строить взаимодействие, но которые никогда не станут «своими».
Эхо этой концепции в Китае чувствуется во многом. Так, на рейсе «Москва – Шанхай» говорят на трех языках: русский, английский и китайский. В Китае говорят только на одном.
Даже на большом West Lake Show в Ханчжоу, красочном представлении с балеринами, фейерверками, светомузыкой и фонтанами, минимум субтитров на английском. Никто не изучает этот, казалось бы, международный язык, просто потому что он не нужен в стране, которая сфокусирована на самой себе.
Ты не можешь расплачиваться картами международных платежных систем. Ты скачиваешь приложение, переводишь деньги в юани, и если нужно общаться, то ты переводишь текст и голос на китайский в том же приложении.
Это «Срединное государство», которое ни к кому не подстраивается и является центром собственной жизни. Это другие страны могут оглядываться в сторону Китая, сам же Китай живет самим собой.
Но как же это уживается с буквально китайской экспансией в Африке и в странах Персидского залива?
Китайцы смотрят на мир и взаимодействуют с ним не для того, чтобы туда перебраться в поисках лучшей жизни. Весь мир кроме Китая — площадка для старта, способ заработать, место, где можно получить хорошее образование. При всем этом домой нужно вернуться «в дорогом шелковом халате».
Сами китайцы не стесняются везти домой все, что им так нравится за пределами страны. Мы это называем копированием, для них это естественная и очень логичная стратегия.
Удивительно было услышать Чайковского на национальном китайском шоу. Для местного населения, скорее всего, это народный китайский композитор. А крупные китайские города сегодня как две капли воды похожи на США 20 лет назад.
Общество на пороге перемен
Китай при всей своей экономической и технологической мощи — вовсе не однородное общество.
У всеобщей ритуальности и структурированности есть оборотная сторона. Сами китайские профессора говорили нам, как им не хватает креатива, предпринимательского подхода и определенного бунтарства — всего того, что противоречит традициям и ритуалам.
И это столкновение многовековых ритуалов и бунтарства — только видимая часть айсберга.
Например, до недавнего времени общественная жизнь не сильно бралась в расчет. Есть дом, а есть работа, которая занимает большую часть жизни. И человек перемещался между этими двумя полюсами.
Тех самых «третьих пространств», где происходит культурная и общественная жизнь, почти не было. Довольно долгое время эта система была очень успешной: население много работало и мало отдыхало, экономика росла, технологии развивались, города отстраивались, люди покидали свои деревни и уезжали на заработки.
Сбой произошел во время пандемии — что-то сломалось, как говорят сами китайские социологи.
Молодежь уже не хочет тратить всю свою жизнь на работу, не готова вкладывать себя в экономический рост, брать ипотеку и выплачивать ее до конца жизни. Она отказывается работать по 12 часов в день, умеет разграничивать рабочее и личное время и следит за нарушением границ.
Экономический рост Китая замедляется: темпы увеличения ВВП уже не столь высоки, как раньше. Население стареет — доля пожилых людей неуклонно растет, что создает дополнительные социальные и экономические проблемы.
Значительная часть населения по-прежнему проживает в сельской местности, хотя урбанизация продолжается, и большинство китайцев уже городские жители. Безработица среди молодежи остается на довольно высоком уровне, хотя в последнее время наблюдается некоторое снижение по сравнению с пиковыми значениями. Рождаемость падает.
Есть запрос на то, чтобы наслаждаться благами цивилизации и больше потреблять, чем производить.
«Если раньше это была экономика пчел, то сегодня это экономика муравьев», — рассказал нам один из китайских профессоров. Пчелы очень много работали и производили, муравьи же развозят по всей стране бесконечные покупки. В Китае даже кофе привозят с курьером в течение 15 минут.
Если попытаться обобщить впечатления от Китая, самое главное — понимать, что Китай точно знает, про что он сегодня, какие у него сильные стороны и слабости, а также смотрит на остальной мир только как в зеркало, где видит себя.
Это не хорошо и не плохо, это данность. Если мы хотим с Китаем вести дела и преуспеть, мы точно должны понять эту его особенность и ответить себе на вопрос, что мы получаем взамен.