Гибкий офис: пространство как стратегический актив
Потребность в гибких пространствах, которые можно приспосабливать под текущие задачи бизнеса, — главный тренд в организации рабочих мест. Компании не всегда могут точно спрогнозировать, сколько именно сотрудников будут работать в офисе в ближайшие год-два. На это влияют удаленный и гибридный формат, аутстаффинг и проектная работа.
Гибкие планировочные решения позволяют легко наращивать площади, добавлять кабинеты и переговорные комнаты или, наоборот, сокращать их количество и метраж. Это не только решает проблему простаивающих зон, но и позволяет оптимизировать расходы на аренду.
Гибкие форматы работы. После пандемии большинство работодателей вернули сотрудников в офисы. Сыграл роль один из главных недостатков удаленного формата работы — отсутствие очного взаимодействия. Как показала практика, это негативно отражается на командной работе, тормозит развитие карьеры и приводит к ряду других последствий для сотрудников и компаний.
При этом полностью отказываться от удаленки — невыгодно. Исследования подтверждают: гибридный график повышает продуктивность и лояльность персонала. В результате снижается кадровая ротация и повышается удовлетворенность сотрудников. Поэтому многие компании определили, какие роли требуют постоянного присутствия в офисе, а кому можно часть времени работать дистанционно. И предоставили последним такую возможность.
Организация рабочих мест в офисе для сотрудников, которые работают в гибридном формате, — нетривиальная задача. Им не нужно постоянное выделенное место, но в дни их визитов должно быть достаточно рабочих зон. Оптимальное решение — гибкий офис, который позволяет предусмотреть нужное количество рабочих мест под разные графики.
Этот тренд на рынке труда повышает спрос на современные деловые пространства. Прогнозы о закате коммерческой недвижимости оказались преждевременными, — отмечает Юлия Леонова, директор по маркетингу OCTOBER GROUP. — Напротив, в Москве фиксируется рекордный дефицит качественных офисных площадей. По данным нашего совместного исследования с CORE.XP, на конец апреля 2025 года в среднем по городу оставались свободными лишь 3,7% офисов, а в центральных деловых локациях — на Павелецкой, в Басманном районе и в деловом центре «Москва-Сити» — уровень вакантности опустился ниже 1%. Отчасти закрыть этот дефицит поможет запуск нашего многофункционального бизнес-центра KOBZON CITY площадью 59,8 тыс. кв. м в Басманном районе.
Аутстаффинг. Еще один драйвер спроса на гибкие пространства — рост популярности модели «аренды» персонала. Бизнес все чаще привлекает команды из узкоспециализированных компаний для решения конкретных задач. Например, разработка и внедрение софта для автоматизации бизнес-процессов.
Во время выполнения заказа «арендованные» сотрудники обычно трудятся на территории заказчика, но числятся в штате компании-исполнителя. Заказчику нужен способ быстро организовать рабочие места на ограниченный срок, а по завершении проекта — также легко освободить и перераспределить площади. Классический офис с жесткой планировкой не справляется с такой задачей, в отличие от гибких пространств.
«Гибкость планировки позволяет компаниям эффективно использовать имеющиеся площади, масштабироваться без переезда и оптимизировать операционные издержки, — отмечает Евгения Гераськина, директор по продаже коммерческой недвижимости OCTOBER GROUP. — Поэтому интерес к офисам, которые можно адаптировать под индивидуальные потребности арендатора, стабильно растет. По результатам нашего исследования, за первое полугодие 2025 года количество таких запросов увеличилось на 18%, а за последние 2 года — более чем на 40%.
Коммерческая недвижимость также меняется в ответ на спрос. Например, в бизнес-центре KOBZON CITY предусмотрены гибкие офисные помещения с вариативной нарезкой — от компактных офисов от 36 кв. м до масштабных пространств с возможностью дальнейшего расширения до 10 тыс. кв. м. Компания может арендовать небольшой офис и по мере роста присоединять соседние помещения: такую стратегию часто выбирают стартапы».
Офис как инструмент привлечения и удержания талантов
По некоторым прогнозам, к 2030 году дефицит квалифицированных кадров может достигнуть нескольких миллионов человек. На этом фоне баланс на рынке труда смещается в пользу соискателя. Бизнесу приходится прикладывать больше усилий для привлечения и удержания ценных специалистов, и эта задача становится одной из ключевых в кадровой политике компаний.
Офис, его расположение и дизайн, превратился в весомый фактор конкурентоспособности. При прочих равных условиях — уровне зарплаты и функционале — кандидат выберет компанию, которая предлагает более комфортную и современную рабочую среду.
«Сотрудники оценивают не только эргономику и техническое оснащение, — объясняет Валерия Коваленко, заместитель генерального директора OCTOBER GROUP по HR и бизнес процессам. — Важна комплексная инфраструктура для взаимодействия и отдыха: удобные зоны для командной работы, переговорные и лектории, фитнес-залы и игровые комнаты для детей. Немаловажную роль играют и технологии обеспечения благоприятного микроклимата, наиболее оптимального с точки зрения здоровья человека».
В вопросе поддержания лояльности персонала рабочее пространство также играет важную роль. Офис позволяет воплотить ценности компании, создать среду для сотрудничества и наставничества, что в итоге формирует положительный опыт сотрудников. Согласно исследованиям, это напрямую влияет на уровень вовлеченности и готовность остаться в компании.
При этом стоит учитывать, что сама роль офиса изменилась. Раньше он был единственным местом, где можно получить доступ к рабочей информации, программному обеспечению и техническим инструментам. Сегодня работать можно из дома, коворкинга или любой другой локации при наличии доступа к сети.
На первый план вышла социальная функция офиса: укрепление межличностных связей, развитие рабочих коммуникаций, усиление командного взаимодействия. В результате трансформировалось понятие комфортной рабочей среды. Возросла важность пространств, которые поощряют общение: комфортные кухни, комнаты для кофе-брейков и неформальных встреч, лаундж-зоны.
Офис стал мощным инструментом формирования имиджа бренда не только для сотрудников, но и для клиентов, партнеров, — поясняет Юлия Леонова. — Впечатление о компании формируется из различных факторов: от локации и архитектуры здания до дизайна и элементов фирменного стиля в интерьере. Например, «Евроклимат» — один из крупнейших дистрибьюторов климатического оборудования в России и СНГ, планирует сделать офис частью своей репутационной стратегии. Компания выкупила 15 этаж в KOBZON CITY, чтобы в будущем разместить там свою штаб-квартиру.
Среда, которая работает: как окружение повышает продуктивность
По разным данным, офисные сотрудники тратят непосредственно на работу не более 5 часов в день, а остальное время уходит на общение и отдых. Такой подход оправдан: даже небольшие перерывы, например, на 5 минут каждый час, помогают повысить эффективность работы и улучшить концентрацию.
При этом качество перезагрузки зависит от того, что окружает человека и как именно он проводит перерыв.
Способы «перезагрузки»:
- полюбоваться видом из окна. Разглядывание живописного пейзажа за окном восстанавливает фокус лучше, чем созерцание бетонных зданий;
- сменить обстановку в пределах офиса. «Прогулка» по офису повышает концентрацию лучше, чем просмотр картинок с котиками на рабочем месте;
- выйти на улицу. Один из лучших способов восстановить концентрацию. Поэтому ключевое значение имеет развитая инфраструктура и общественные пространства вокруг бизнес-центра.
Специалисты OCTOBER GROUP исследовали, как резиденты офисов предпочитают проводить обеденное время. Зачастую респонденты называли сразу несколько возможных сценариев. Так, почти половина опрошенных предпочитает прогулки на свежем воздух, около 40% — кафе или рестораны. Также востребованы места для занятия спортом, пространства для бьюти-процедур, прослушивания музыки, встреч с друзьями и шопинга.
Евгения Гераськина:
Офис важно оценивать не только по функциональности, но и по доступности пространств, подходящих для отдыха и восстановления. Это один из ключевых факторов повышения производительности и формирования положительного опыта работы сотрудников. Специалисты ожидают разнообразия сценариев отдыха, но редко могут воплотить эту потребность на территории бизнес-центров. Однако этот запрос уже находит отражение в изменении рыночного предложения: в современных деловых кварталах растет доля инфраструктурных помещений в общей площади здания. В отдельных проектах она достигает 10-12%.
Правильно организованное офисное пространство превращается из статьи расходов в стратегическую инвестицию. Оно позволяет бизнесу оставаться адаптивным, эффективно управлять ресурсами, привлекать лучших специалистов и создавать среду, где хочется работать и расти.
