17 сентября 2025
Статья

Инвестиции в квадратные метры: как пространство влияет на эффективность бизнеса

Современный рынок диктует новые правила: чтобы оставаться конкурентоспособным, бизнес должен быстро адаптироваться. Эта гибкость касается и офисных пространств, которые перестают быть просто «местом для работы». Каким должен быть офис сегодня? Как рабочие пространства сказываются на операционных показателях, лояльности сотрудников и имидже компании? Обсуждаем с экспертами девелоперской компании OCTOBER GROUP.
Инвестиции в квадратные метры: как пространство влияет на эффективность бизнеса

Гибкий офис: пространство как стратегический актив 

Потребность в гибких пространствах, которые можно приспосабливать под текущие задачи бизнеса, — главный тренд в организации рабочих мест. Компании не всегда могут точно спрогнозировать, сколько именно сотрудников будут работать в офисе в ближайшие год-два. На это влияют удаленный и гибридный формат, аутстаффинг и проектная работа.

Гибкие планировочные решения позволяют легко наращивать площади, добавлять кабинеты и переговорные комнаты или, наоборот, сокращать их количество и метраж. Это не только решает проблему простаивающих зон, но и позволяет оптимизировать расходы на аренду. 

Гибкие форматы работы. После пандемии большинство работодателей вернули сотрудников в офисы. Сыграл роль один из главных недостатков удаленного формата работы — отсутствие очного взаимодействия. Как показала практика, это негативно отражается на командной работе, тормозит развитие карьеры и приводит к ряду других последствий для сотрудников и компаний. 

При этом полностью отказываться от удаленки — невыгодно. Исследования  подтверждают: гибридный график повышает продуктивность и лояльность персонала. В результате снижается кадровая ротация и повышается удовлетворенность сотрудников. Поэтому многие компании определили, какие роли требуют постоянного присутствия в офисе, а кому можно часть времени работать дистанционно. И предоставили последним такую возможность. 

Организация рабочих мест в офисе для сотрудников, которые работают в гибридном формате, — нетривиальная задача. Им не нужно постоянное выделенное место, но в дни их визитов должно быть достаточно рабочих зон. Оптимальное решение — гибкий офис, который позволяет предусмотреть нужное количество рабочих мест под разные графики. 

БЦ КОБЗОН СИТИ. Визуализация
БЦ КОБЗОН СИТИ. Визуализация
Этот тренд на рынке труда повышает спрос на современные деловые пространства. Прогнозы о закате коммерческой недвижимости оказались преждевременными, — отмечает Юлия Леонова, директор по маркетингу OCTOBER GROUP. — Напротив, в Москве фиксируется рекордный дефицит качественных офисных площадей. По данным нашего совместного исследования с CORE.XP, на конец апреля 2025 года в среднем по городу оставались свободными лишь 3,7% офисов, а в центральных деловых локациях — на Павелецкой, в Басманном районе и в деловом центре «Москва-Сити» — уровень вакантности опустился ниже 1%. Отчасти закрыть этот дефицит поможет запуск нашего многофункционального бизнес-центра KOBZON CITY площадью 59,8 тыс. кв. м в Басманном районе.


Аутстаффинг. Еще один драйвер спроса на гибкие пространства — рост популярности модели «аренды» персонала. Бизнес все чаще привлекает команды из узкоспециализированных компаний для решения конкретных задач. Например, разработка и внедрение софта для автоматизации бизнес-процессов. 

Во время выполнения заказа «арендованные» сотрудники обычно трудятся на территории заказчика, но числятся в штате компании-исполнителя. Заказчику нужен способ быстро организовать рабочие места на ограниченный срок, а по завершении проекта — также легко освободить и перераспределить площади. Классический офис с жесткой планировкой не справляется с такой задачей, в отличие от гибких пространств.

«Гибкость планировки позволяет компаниям эффективно использовать имеющиеся площади, масштабироваться без переезда и оптимизировать операционные издержки, — отмечает Евгения Гераськина, директор по продаже коммерческой недвижимости OCTOBER GROUP. — Поэтому интерес к офисам, которые можно адаптировать под индивидуальные потребности арендатора, стабильно растет. По результатам нашего исследования, за первое полугодие 2025 года количество таких запросов увеличилось на 18%, а за последние 2 года — более чем на 40%. 
Коммерческая недвижимость также меняется в ответ на спрос. Например, в бизнес-центре KOBZON CITY предусмотрены гибкие офисные помещения с вариативной нарезкой — от компактных офисов от 36 кв. м до масштабных пространств с возможностью дальнейшего расширения до 10 тыс. кв. м. Компания может арендовать небольшой офис и по мере роста присоединять соседние помещения: такую стратегию часто выбирают стартапы». 

Офис как инструмент привлечения и удержания талантов

По некоторым прогнозам, к 2030 году дефицит квалифицированных кадров может достигнуть нескольких миллионов человек. На этом фоне баланс на рынке труда смещается в пользу соискателя. Бизнесу приходится прикладывать больше усилий для привлечения и удержания ценных специалистов, и эта задача становится одной из ключевых в кадровой политике компаний. 

Офис, его расположение и дизайн, превратился в весомый фактор конкурентоспособности. При прочих равных условиях — уровне зарплаты и функционале — кандидат выберет компанию, которая предлагает более комфортную и современную рабочую среду.

«Сотрудники оценивают не только эргономику и техническое оснащение, — объясняет Валерия Коваленко, заместитель генерального директора OCTOBER GROUP по HR и бизнес процессам. — Важна комплексная инфраструктура для взаимодействия и отдыха: удобные зоны для командной работы, переговорные и лектории, фитнес-залы и игровые комнаты для детей. Немаловажную роль играют и технологии обеспечения благоприятного микроклимата, наиболее оптимального с точки зрения здоровья человека». 

В вопросе поддержания лояльности персонала рабочее пространство также играет важную роль. Офис позволяет воплотить ценности компании, создать среду для сотрудничества и наставничества, что в итоге формирует положительный опыт сотрудников. Согласно исследованиям, это напрямую влияет на уровень вовлеченности и готовность остаться в компании.

При этом стоит учитывать, что сама роль офиса изменилась. Раньше он был  единственным местом, где можно получить доступ к рабочей информации, программному обеспечению и техническим инструментам. Сегодня работать можно из дома, коворкинга или любой другой локации при наличии доступа к сети. 

На первый план вышла социальная функция офиса: укрепление межличностных связей, развитие рабочих коммуникаций, усиление командного взаимодействия. В результате трансформировалось понятие комфортной рабочей среды. Возросла важность пространств, которые поощряют общение: комфортные кухни, комнаты  для кофе-брейков и неформальных встреч, лаундж-зоны. 

Офис стал мощным инструментом формирования имиджа бренда не только для сотрудников, но и для клиентов, партнеров, — поясняет Юлия Леонова. — Впечатление о компании формируется из различных факторов: от локации и архитектуры здания до дизайна и элементов фирменного стиля в интерьере. Например, «Евроклимат» — один из крупнейших дистрибьюторов климатического оборудования в России и СНГ, планирует сделать офис частью своей репутационной стратегии. Компания выкупила 15 этаж в KOBZON CITY, чтобы в будущем разместить там свою штаб-квартиру. 

Среда, которая работает: как окружение повышает продуктивность

По разным данным, офисные сотрудники тратят непосредственно на работу не более 5 часов в день, а остальное время уходит на общение и отдых. Такой подход оправдан: даже небольшие перерывы, например, на 5 минут каждый час, помогают повысить эффективность работы и улучшить концентрацию. 

При этом качество перезагрузки зависит от того, что окружает человека и как именно он проводит перерыв. 

Способы «перезагрузки»: 

  • полюбоваться видом из окна. Разглядывание живописного пейзажа за окном восстанавливает фокус лучше, чем созерцание бетонных зданий;
  • сменить обстановку в пределах офиса. «Прогулка» по офису повышает концентрацию лучше, чем просмотр картинок с котиками на рабочем месте; 
  • выйти на улицу. Один из лучших способов восстановить концентрацию. Поэтому ключевое значение имеет развитая инфраструктура и общественные пространства вокруг бизнес-центра.

Специалисты OCTOBER GROUP исследовали, как резиденты офисов предпочитают проводить обеденное время. Зачастую респонденты называли сразу несколько возможных сценариев. Так, почти половина опрошенных предпочитает прогулки на свежем воздух, около 40% — кафе или рестораны. Также востребованы места для занятия спортом, пространства для бьюти-процедур, прослушивания музыки, встреч с друзьями и шопинга. 

Евгения Гераськина:

Офис важно оценивать не только по функциональности, но и по доступности пространств, подходящих для отдыха и восстановления. Это один из ключевых факторов повышения производительности и формирования положительного опыта работы сотрудников. Специалисты ожидают разнообразия сценариев отдыха, но редко могут воплотить эту потребность на территории бизнес-центров. Однако этот запрос уже находит отражение в изменении рыночного предложения: в современных деловых кварталах растет доля инфраструктурных помещений в общей площади здания. В отдельных проектах она достигает 10-12%.   

Правильно организованное офисное пространство превращается из статьи расходов в стратегическую инвестицию. Оно позволяет бизнесу оставаться адаптивным, эффективно управлять ресурсами, привлекать лучших специалистов и создавать среду, где хочется работать и расти.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie