Как построить глобальную компанию и почему Португалия подходит для этого лучше остальных стран

Несмотря на изоляцию, границы между странами все больше стираются, и любой стартап может конкурировать с Google и Amazon за таланты и ноу-хау.

Цифровизация и выход на глобальные рынки — перспективные возможности роста для гибких малых и средних предприятий.

Но стратегия go global требует от предпринимателей не только способности мыслить глобально, но и готовности «переобуться в воздухе» или полностью перепридумать свою компанию.

Усиление глобализации малого и среднего бизнеса несколько лет назад прогнозировали аналитики Оксфордского университета: по их данным, в ближайшие годы количество небольших компаний по всему миру, работающих на рынках шести и более стран, увеличится на 129%. 

Тренд на глобализацию малого и среднего бизнеса, подкрепленный ориентацией государства на диверсификацию экономики и развитие бренда «Сделано в России», постепенно формируется и в нашей стране. Некоторые продуктовые, сервисные и промышленные компании из России успешно завоевывают мир — например, компания SPLAT продает средства по уходу за полостью рта в более чем 60 странах — но все же доля малых и средних предприятий в общем объеме несырьевого экспорта у нас сильно ниже, чем в других развивающихся странах. 

Go global: стратегии и инструменты

Стратегии выхода на внешние рынки могут быть разными. Экспортеры фокусируются на продажах — они имеют производство в одной стране и оттуда распространяют товары по всему миру. Глобальные игроки нацелены на локализацию производства и продукции, для этого они размещают производственные мощности и дистрибьюторские центры в других странах, что фактически ставит их в один ряд с местными компаниями. 

Ключевая задача экспортера — сформировать актуальное для рынка сбыта ценностное предложение и выстроить глобальный процесс продаж. С переходом к глобальной схеме все намного сложнее, здесь без тотальной трансформации бизнеса не обойтись. Пересмотру подлежит сам продукт, бизнес-модель и система управления компанией. 

Универсального способа не существует, а готовые концепции глобализации, как правило, не проходят проверку на прочность в реальных условиях. Поэтому задача поиска максимально гибкого и инновационного пути для построения бизнеса за рубежом ложится на плечи самих предпринимателей.

Существует не так много понятных и детально описанных инструментов, на которые предприниматель мог бы опереться в своем поиске. Среди них можно выделить переведенную на русский язык книгу «Скрытые чемпионы», посвященную немецким компаниям, которые незаметно стали мировыми лидерами в своих отраслях. Другой пример — работа The Culture Map, где анализируются межкультурные различия в процессе принятия решений.

Важно понимать, что стабильность бизнеса на домашнем рынке вовсе не гарантирует успешного развития за рубежом, а задачи международной экспансии и поиска глобальной ниши посильны далеко не каждой компании. И наоборот, там, где бизнес задумывался как внутренний, может открыться окно возможностей для глобального рывка. Тщательно продумать все «за» и «против», чтобы спроектировать стратегию развития компании, поможет обратная связь от экспертов-практиков, прошедших аналогичный путь, тестирование предпринимательских гипотез, изучение успешных кейсов, сценарное планирование и исследование целевого рынка. 

Освоить и применить на практике эти инструменты позволяет формат бизнес-экспедиции. Бизнес-экспедиция отличается от делового туризма тем, что предполагает полевое исследование новых территорий, глубокое погружение в культурную и деловую среду другой страны, анализ местных особенностей потребления, изучение новых бизнес-моделей, форматов партнерства и предпринимательской экосистемы в целом.  

В рамках программы Global Shift Expedition ближайшая такая экспедиция пройдет с прицелом на предпринимательский феномен Португалии. Страна великих первооткрывателей постепенно становится точкой притяжения стартапов со всего мира, а более 67% основанных здесь компаний успешно ведут свою деятельность на рынках европейских стран. 

Как устроена предпринимательская экосистема страны фаду, вина и футбола

Страна, 95% площади которой занимает океан, а количество жителей меньше, чем население Москвы, вырастила три компании-единорога. Португалия устойчиво улучшает свои позиции в рейтинге мировых лидеров в области инновационного развития, а Лиссабон входит в топ-5 лучших стартап-городов Европы и ежегодно принимает крупнейшую tech-конференцию планеты Web Summit. 

География, образование, культурная адаптация и жизнестойкость — качества, которые исторически помогали Португалии оставаться великой державой на протяжении нескольких столетий. Сегодня самая западная страна Евразии далека от верхушки рейтинга сильнейших экономик Европейского союза, она также не входит в число наиболее технологически развитых стран Европы. В то же время отчет Startup Europe Partnership за 2017 год показал, что стартап-экосистема Португалии растет в 2 раза быстрее, чем в среднем по Европе. А Лиссабон считается одним из самых быстрорастущих и крупнейших стартап-центров на континенте, наряду с Лондоном, Берлином, Парижем и Копенгагеном.




Какие факторы способствуют постепенному превращению Португалии в страну возможностей для предпринимателей, аутсорсинга технологий и стартапов? 

  • Выгодное географическое положение — близость к США и другим крупным технологическим центрам мира — делает Португалию мостом между Евросоюзом и другими мировыми рынками.
  • Португалия занимает 3-е место в рейтинге самых безопасных стран мира по результатам Global Peace Index 2020 и 2-е место в Европе после Исландии.  
  • Страна находится на 39-м месте среди 190 экономик мира с точки зрения легкости ведения бизнеса по результатам ежегодного рейтинга Doing Business 2020, публикуемого Всемирным банком.
  • Лиссабон занял 5-е место в списке наиболее привлекательных для стартапов городов Европы по результатам отчета Startup Heatmap Europe 2018. А в 2017 году столица Португалии стала 4-м городом мира по удобству для запуска стартапа в рейтинге индекса StartUp City Index, составленного крупнейшей британской фриланс-биржей PeoplePerHour. 
  • Стоимость квалифицированного персонала в IT-секторе, а также жилья и жизни в целом в португальской столице значительно ниже, чем в других европейских технологических центрах. Это обеспечивает стартапам более длинную взлетно-посадочную полосу.
  • Португалия славится хорошими техническими университетами, имеющими высокие позиции в международных рейтингах, и недорогими высококвалифицированными техническими специалистами. 53% молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет заканчивают обучение по специальностям, связанным с инженерным делом или математикой. 
  • Стимулирующую роль в развитии экосистемы предпринимательства играет правительство. В 2012 году оно основало компанию Portugal Ventures, чтобы обеспечить глобальный успех португальским технологическим компаниям, помогая им достигать конкурентоспособных целей на всех этапах развития. Несколько лет назад правительство упростило программы резидентства для иностранных стартапов и сократило бюрократическую волокиту, тормозящую процесс запуска компании. В 2018 году был создан фонд венчурного капитала на сумму €200 млн с целью помочь иностранным организациям инвестировать в местные компании и/или переехать в Португалию.
  • Все больше крупных международных компаний рассматривают Португалию как наиболее удобную и доступную площадку для развития своих цифровых платформ и создания технологических хабов. В 2018 году компания Google открыла новый техцентр в Лиссабоне, создав сотни рабочих мест в сфере высоких технологий. Корпорация Cisco совместно с правительством Португалии запустила общенациональную программу цифровизации — свои представительства в стране открыли Mercedes Benz, Volkswagen, Amazon, Huawei, BMW Bosch, Zalando и Siemens.

Финансирование и поддержка стартапов 

В Португалии действуют около 150 инкубаторов и акселераторов, занимающихся продвижением и финансовой поддержкой новых проектов. Крупнейшими инкубаторами, финансируемыми государством, являются Startup Lisboa и Beta-i

Startup Lisboa, созданный в 2011 году, поддерживает создание новых компаний и сопровождает их на начальном этапе. Инкубатор предоставляет стартаперам офисное помещение и экспертную поддержку: помогает с поиском наставника, выходом на стратегических партнеров, получением доступа к инвестициям и профильному нетворкингу. На сегодняшний день инкубатор оказал поддержку примерно 400 стартапам, которые основали предприниматели из более чем 40 стран. Они создали около 3500 рабочих мест как внутри страны, так и за ее пределами и подняли в общей сложности более €120 млн инвестиций.

Одна из успешных инициатив инкубатора — программа «мягкой посадки», которая помогает иностранным предпринимателям и инвесторам запустить свой бизнес в Лиссабоне. Startup Lisboa также руководит проектом строительства столичного инновационного центра Hub Criativo do Beato, который, как ожидается, кардинально изменит к лучшему динамику развития стартап-экосистемы в городе. После завершения строительства инновационный центр площадью 35 000 м² сможет разместить более 3000 человек.

Компания Beta-i работает в Португалии с 2010 года. В 2014-м она была отмечена как лучший промоутер стартапов в Европе в рамках премии European Enterprise Promotion Awards. Каждый год Beta-i организует акселератор Lisbon Challenge, признанный одним из лучших в Европе. Через Lisbon Challenge уже прошло более 1200 стартапов из 54 стран мира, общий объем инвестиций в эти бизнесы составил €23,5 млн, при этом было создано более 400 рабочих мест. 

Государственно-частный аналитический центр Startup Portugal выступает в качестве связующего звена между правительством, предпринимателями, инкубаторами и акселераторами. Он определяет потребности экосистемы, помогает разрабатывать и реализовывать государственную политику и частные инициативы, которые способствуют развитию стартап-сообщества.

Помощь предпринимателям в поиске инвесторов и капитала обеспечивают специальные португальские фонды. Наиболее активными являются Faber — для стартапов на ранних стадиях, и Caixa Capital — для проектов на более поздних стадиях. Все больше иностранных инвесторов, например, Seedrs, также привлекаются в страну и возглавляют инвестиционные раунды в португальских компаниях.

Web Summit: зачем участвовать, как подготовиться и получить максимум пользы 

Развитие предпринимательской экосистемы Португалии получило новый импульс в 2016 году вместе с переездом из Дублина в Лиссабон крупнейшей в мире tech-конференции Web Summit, которая собирает на своей площадке более 100 тысяч предпринимателей, инвесторов, IT-экспертов, представителей СМИ и деятелей культуры из 150 стран, — для того чтобы познакомить их друг с другом и определить глобальную технологическую повестку.


Участие в конференции полезно стартапам на любой стадии развития, заинтересованным в поиске клиентов, инвестиций или ментора. На расстоянии вытянутой руки здесь оказываются американские и европейские акселераторы и венчурные фонды более поздних стадий, готовые к знакомству и общению. Если же цель и причина участия — купить стартап, то Web Summit — правильное для этого место. 

Кроме того, конференция может стать питательной средой и для представителей классического бизнеса без IT-составляющей, которые хотят внедрить инновацию, запустить стартап или провести цифровизацию, но не знают, с чего начать и как сдвинуться с мертвой точки. Конференция подходит для поиска нового импульса в развитии, знакомства с коллегами по цеху, глобальными конкурентами и потенциальными клиентами. Мебельщики, угольщики, агрохолдинги — все они приезжают из Португалии с совершенно новым видением своего бизнеса и находят неожиданные решения и инсайты, чтобы совершить прорыв. 

Продуктивное участие в саммите означает презентацию своего проекта в рамках питч-сессии, проверку идеи на прочность, обратную связь и сбор базы потенциальных клиентов. Еще лучше — вернуться домой с продажами, конкретными договоренностями о партнерствах и инвестициях, а также деталями встречи с профильным ментором. 

Залог продуктивного участия — основательная подготовка, которая предполагает постановку конкретной цели с конкретными единицами измерения. Чтобы эффективно использовать время, лучше заранее ознакомиться с расписанием конференции и выделить наиболее интересные для себя события. Не будет лишним подготовить короткую и длинную версии своего питча на русском и английском языках. 

Участие в конференции стоит затраченных усилий: события такого масштаба случаются нечасто, и, скорее всего, билет на Web Summit в итоге конвертируется в возможность открыть новые горизонты для предпринимательства. 

Самый безопасный способ проверить жизнеспособность бизнеса в международном масштабе — Global Shift Expedition. Практические ценности, которые дает программа, — ОС без крупных инвестиций, тестирование гипотез, анализ ситуации и разработка глобального позиционирования. 

У вас в распоряжении будет ресурсная база и пространство инсайтов, благодаря которым вы сможете разобрать собственную ситуацию в бизнесе и, сравнив ее с кейсами компаний-единорогов, выбрать подходящие стратегические инструменты экспоненциального роста. И все это в режиме постоянной обратной связи со временем на рефлексию и поиском подходящего для себя решения.


Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie