05 декабря 2025
Подкаст

От шторма к балансу: капитанское мышление в условиях кризиса

Как сохранить контроль, когда ресурсы на исходе? Почему честность — ключевой инструмент лидера? Как выйти из шторма, сохранив компанию? Елена Клековкина и Константин Попов обсуждают в новом интервью из цикла «Разговоры о лидерстве».

В новом выпуске проекта за разговором встретились директор Центра развития лидерства Школы управления СКОЛКОВО Елена Клековкина и яхтенный капитан с 40-летним стажем, предприниматель и основатель Университета морской практики и Полярных исследований Константин Попов. Они обсудили, как «капитанское» мышление помогает в бизнесе принимать решения в нестандартных ситуациях.

Основные тезисы — в материале inTrend.

Шторм всегда заканчивается

Да, мы не умеем управлять штормом, но мы умеем управлять в условиях шторма. Шторм сам по себе не страшен: если перед тобой большой океан, то у тебя есть возможность уклониться, уйти в сторону, уйти в зону, где шторма не будет...

Знаете, какое самое полезное для нас свойство шторма? Шторм всегда заканчивается.

Главная задача в кризисе — сохранить ресурсы

Самая главная задача, это сохранить ресурсы, сохранить корабль, сохранить экипаж, сохранить груз для того, чтобы потом иметь возможность выполнить задачу. И в этом плане подход и к менеджменту, к лидерству меняется с изменением задачи.

Можно оптимизировать работу на борту, можно ее перестроить. Это задача капитана, это задача менеджмента корабля. Выстроить стратегию. Должно быть видение, куда мы идем, зачем мы идем.

Капитан проявляется в кризисной ситуации

В спорте считается, что ты можешь победить только в том случае, если баланс между парусами настроен таким образом, что лодка как будто едет сама. Задача капитана — добиваться баланса взаимодействия между разными службами, предприятиями на корабле. Условия меняются постоянно: при каких-то условиях, при каком-то ветре ты добился баланса, а ветер усилился, нагрузка на передний парус, например, усилилась, корабль снова начинает уходить с курса, снова нуждается в ручном управлении.

И задача капитана — это постоянная перестройка. Если стоит задача победить, то задача капитана — пить кофе и наблюдать. Перестраивать, заниматься рефлексией, стратегированием, настройками.

Кризисная ситуация — время честности

Во время шторма, с моей точки зрения, капитан должен лично общаться со своим экипажем. Слухи распространяются очень быстро: моряки, которые находятся в море, общаются только сами с собой. Здесь поговорили, тут поговорили — это испорченный телефон. Во время шторма капитан должен общаться лично.

Мотивация важнее навыков

Тех людей, которым ничего не надо, нельзя брать команду не в коем случае. Что бы ты с ними ни делал, им все равно ничего не надо. Если они будут работать, то из-под палки, а это значит, что ты становишься надсмотрщиком вместо того, чтобы быть капитаном.

Мы можем работать только с теми людьми, которым что-то надо: которые постоянно стараются расширять свои функции, которым интересно узнавать новое, которые постоянно предлагают какие-то новые решения, которым интересен профессиональный рост. 

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie