18 декабря 2025
Статья

Александр Диденко о роли преподавателей в эпоху ИИ-агентов

Как изменится образование, как меняются элементы контроля и какие есть примеры использования ИИ в интервью проекту «Агент будущего» рассказал профессор бизнес-практики, руководитель Лаборатории ИИ Центра коммуникаций и цифровых решений СКОЛКОВО и руководитель Отдела разработки Центра ИИ в образовании ТюмГУ. Тезисы — в материале inTrend.
Александр Диденко о роли преподавателей в эпоху ИИ-агентов
Источник: Школа управления СКОЛКОВО
  • Если перейти от агентов общего назначения и фантастических представлений к тому, что реально работает на практике, мы увидим других агентов: тех, которые распознают намерения пользователя и запускают последовательность действий.


  • В России в образовании в основном используются чат-боты. Кейс в СКОЛКОВО с ботом Робертом, который помогает студентам при подготовке и фактически заменяет профессора по биологии и человеческому поведению, хоть и тонко устроен, сложен, с внутренними диалогами, — это все-таки чат-бот, а не агент. Он не автономен: всегда работает в рамках одного диалога.


  • В образовании важны не сами агенты, а педагогические ходы, задействующие разные формы генеративного ИИ, которые изменяют то, как студент взаимодействует с материалом и действует. Но эти ходы до конца еще не известны.


  • Задача преподавателя — вовлечь студента в процесс совместного мышления, совместного действия: лабораторного, пробного или проектного. У настоящего преподавателя сердце должно ликовать от такой перспективы. А те, кто работал «говорящими книгами», должны искать новую работу. И это правильно.


  • У преподавателя сохранятся три важные роли даже в период распространения ИИ-агентов: организатор и модератор внутриклассовой работы, хранитель мотивации и источник миметического желания. И с развитием искусственного интеллекта для него наступает раздолье.


  • Студенту нужно учиться задавать вопросы — так, чтобы получать точный развернутый ответ, внимательно этот ответ читать, дальше задавать уточняющие вопросы. Второй момент — умение управлять контекстом разговора: что должно попадать в контекст генеративной системы, чтобы вы получали нужный ответ. И третий — «оркестрация» ИИ-агентов и искусственного интеллекта в целом для своей деятельности. Университет должен этому учить тоже.


  • Я лично считаю, мы наконец-то можем освободить образование от тестов, диктантов, экзаменов, эссе. Человек должен вовлекаться в деятельность — от этого возникает образовательный эффект.


  • Процедура оценивания меняет статус. Она больше не является обязательным элементом — это один из элементов в большом количестве других образовательных процедур.

Полный текст интервью читайте на rg.ru

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie