Образовательная программа | Предпринимательство | Дипломные программы

СКОЛКОВО Практикум

Пересборка бизнеса в условиях постоянно меняющейся реальности, интенсивная работа со смыслом и образом предпринимательского мышления
Запросить презентацию
13 февраля 2023
Статья

Ради лучшего будущего: как и зачем предприниматели меняют мир вокруг

Хлудовы, Бахрушины, Морозовы — в XIX веке представители купеческих фамилий были щедрыми меценатами: они строили школы и больницы, поддерживали искусство и технический прогресс. Современные предприниматели достойно продолжают эту традицию: им интересно не только зарабатывать деньги, но и формировать лучшее будущее для всех. Поговорили с выпускниками «СКОЛКОВО Практикум» из России и Казахстана об их социальной миссии и узнали, как программа помогла осознать ее важность.
Ради лучшего будущего: как и зачем предприниматели меняют мир вокруг

Алексей Горенский: «Гастрономическую культуру нужно закладывать с детства»

Красноярский бизнесмен Алексей Горенский называет себя серийным предпринимателем. В его компании Bellini Group более 30 проектов: рестораны высокой кухни, сеть пиццерий и кондитерских, собственная сыроварня, служба доставки, услуги кейтеринга и завод по производству упаковки. 

К глобальным проектам ему не привыкать: несколько лет назад Алексей столкнулся с нехваткой квалифицированных кадров в ресторанной индустрии — и в результате по его инициативе на базе Сибирского федерального университета в Красноярске открылся первый и единственный в России филиал лионского института Paul Bocuse. Тогда коллеги по ресторанному цеху считали идею утопичной, а сейчас выстраиваются в очередь за первоклассными шеф-поварами и управляющими.

Сейчас Горенский решает новую задачу, которую сформулировал на программе «СКОЛКОВО Практикум»: он хочет изменить гастрономическую индустрию в стране. Работа будет идти по пяти векторам — в формате 5G: gastro-наука и технологии, gastro-образование, gastro-предпринимательство, gastro-туризм и gastro-культура. Алексей убежден, что развивать гастрономическую культуру нужно с детства, меняя подход к организации питания в школах и вузах, формируя правильные гастрономические привычки. Предприниматель уже защитил проект на федеральном уровне. Пилотным регионом для его реализации выбрали Красноярск, на очереди — Норильск, где в развитие гастрономической культуры готов инвестировать «Норникель». 

Он рассказывает, что обучение в СКОЛКОВО стало для него отправной точкой в понимании своей социальной миссии. Именно здесь у него сформировалась уверенность, что бизнес-сообществу под силу изменить мир.

«Команда Практикума знает, как раскрыть потенциал предпринимателя и дать ему почувствовать размах своего дела. Ты как будто смотришь на свой бизнес из будущего и понимаешь, что мыслить нужно более глобально, масштабами всего рынка, — говорит Горенский. — Начинаешь думать, как его менять, и понимаешь, что все возможно. Как в старой пословице: „Только глупец ищет счастья на стороне — умный строит его рядом с собой“».

Артем Артемьев: «Через спорт мы делаем Россию сильнее»

«Мы были за здоровый образ жизни еще до того, как это стало мейнстримом», — шутит магнитогорский предприниматель Артем Артемьев. В 2000 году он запустил производство спортивного оборудования и гирь под брендами Titan и «Уральская гиря», а с 2010 года начал выпускать тренажеры Iron King, которые сейчас закупают фитнес-клубы по всей России. 

Спорт для Артема не только бизнес, но и глубоко личное дело. Предприниматель вспоминает, как в юношестве занимался силовым троеборьем и однажды одержал победу над 40-летним спортсменом. Тогда он поверил, что дисциплина, вера в победу и фокусировка на цели дают результат и применять этот подход можно везде. «Миссия нашей компании — сделать Россию сильнее. Мы воплощаем ее в жизнь при помощи спорта, потому что он очень многогранен: это и сила воли, и поведенческая модель, и культура отношения к себе, которую мы передаем своим детям», — объясняет Артемьев.

Предприниматель хочет сделать спорт частью городской культуры. Для этого его компания бесплатно устанавливает тренажеры в разных регионах: сейчас несколько площадок для воркаута оборудовано в Верхнеуральске и Магнитогорске, в двух деревнях Удмуртии. Iron King учитывает пожелания местных жителей, выбирает подходящее место и конфигурацию при обустройстве каждой площадки. Постепенно они становятся ядром, вокруг которого меняется городское пространство. За ним «подтягиваются» и горожане: жители сами наводят там порядок, тренируют детей, проводят дворовые соревнования — так постепенно спорт становится частью их жизни, более здоровой альтернативой привычным способам провести досуг. 

Для популяризации спорта компания Артемьева проводит уличные соревнования для молодежи, поддерживает Всероссийский конкурс спортивных проектов «Ты в игре», отправляет комплекты гирь участникам детско-юношеского турнира «Городецкая весна» и других соревнований, собирается построить стадион. По его словам, эта работа уже стала частью бизнес-модели. «Даже если от таких проектов нет финансовых результатов, мы точно получаем большой профит в эмоциональном плане. Благодарность людей подпитывает команду, дает силы развиваться, а в результате — и больше зарабатывать. Польза очевидна», — говорит он.

Артем вспоминает, как во время обучения на программе «СКОЛКОВО Практикум» обсуждал с одногруппниками преобразующую роль предпринимательства — примеры таких изменений он часто видит в регионах. Успешный маркетолог из Мурманска Наталья Бережная проводит спортивные забеги в Териберке, предприниматель из Удмуртии Михаил Пасынков вовлекает людей в спортивную ходьбу, Олег Сиротин из Челябинска возводит целый город рядом с горнолыжным курортом в Миассе, который сам же и построил, — подобные кейсы Артемьев может перечислять без конца. «У сокурсников по Практикуму тоже были такие проекты. Яркий пример — маркетплейс для людей старшего поколения „Баба-Деда“, проект Анастасии Лазибной», — делится он. 

«Предприниматель — тот человек, который умеет сформулировать замысел, спроектировать свое видение и реализовать его. Этим он априори меняет мир ради лучшего будущего, — говорит Артем. — Поэтому чем больше будет предпринимателей, тем больше произойдет не только количественных изменений, но и качественных — и в экономической среде, и в культуре, и в отношении человека к себе и обществу.  В этом я абсолютно разделяю ценности "Практикума"».

Дулат Тастекеев: «Социальные проекты — моя благодарность родному краю»

В 2010 году Дулат Тастекеев открыл в Алматы свое дело: начал выдавать микрокредиты. Небольшое предприятие, где он сам был и секретарем, и охранником, выросло в TAS Group — одну из крупнейших инновационных финансовых организаций Казахстана, насчитывающую около 50 филиалов по всей стране. 

Но предпринимателю интересно не только развивать бизнес, он стал инициатором многих социальных проектов, лейтмотив которых — развитие родного края. В 2018 году бизнесмен основал общественный фонд «Асылтас», в который каждая компания TAS Group ежегодно перечисляет 5% от оборота. Деньги идут на поддержку Аксуатского района Абайской области, в одном из сел которого Дулат родился и жил в детстве. «После переезда в столицу, оказавшись в незнакомом месте, среди чужих людей, я глубоко и четко осознал ценность малой родины. Так что социальные проекты — это моя благодарность родному краю», — говорит он. Сегодня предприниматель строит здесь мечети и дороги, поддерживает спорт и искусство, а его компании платят налоги в местный бюджет. Амбициозный проект на 2023 год — восстановить районный аэропорт, который заброшен и не функционирует более 30 лет.

Тастекеев признается, что чувствует себя сыном не только своих родителей, но и всего региона. «А каждый ребенок, когда вырастает, начинает стремиться к тому, чтобы его семья жила лучше», — объясняет он. Поэтому у предпринимателя есть проекты в масштабах всей страны: фонд «Асылтас» выдает гранты молодым бизнесменам, выделяет стипендии талантам в сфере журналистики, литературы, спорта и науки, поддерживает национальную культуру — искусство айтыс, в ходе которого два поэта-импровизатора проводят словесные батлы в стихах под аккомпанемент домбры. 

Дулат знает, что многие жители Казахстана называют его меценатом, и хочет соответствовать этому званию — для него это своеобразный челлендж, способ развивать твердость характера и предпринимательские навыки. «А еще я хочу победить в себе жадность, ведь далеко не каждый может поделиться тем, что есть у него в кармане», — смеется он. Но главное — социальные проекты дают вдохновение, которое помогает развивать основной бизнес: «Благодарность людей — один из главных источников энергии для любого человека». 

Осознать эту связь помогла программа «СКОЛКОВО Практикум», признается Дулат: в процессе обучения он посмотрел на мир другими глазами, начал думать о своей миссии предпринимателя и понял, что она должна выходить за рамки бизнеса, стоять на позиции социальной ответственности — перед городом, страной, миром.

«В моей голове многое перевернулось. «Практикум» дал понять, кто я, что из себя представляю, — вспоминает он. — Это положительно сказалось и на коммерческих проектах: из локальной компании в одном регионе мы выросли в масштабный бизнес, охватывающий весь Казахстан, а сейчас работаем еще и в России, и в Узбекистане».
(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie