Так произошло и с сетью школ и детских садов ONE! International School. Сегодня она входит в рейтинги лучших частных школ списка Forbes и трансформируется из образовательного проекта в IT-компанию с глобальными амбициями. В основе этой эволюции — пересборка бизнес-модели и продуктовой линейки под новый технологический уклад и открывающиеся возможности, где миссия, масштабирование через технологии и глубокое понимание индустриальной среды создают устойчивое преимущество.
История ONE! началась с неожиданного поворота. Будущий основатель Максим Натапов занимался предпринимательством в нефтяном секторе и в 2010 году поступил в Школу управления СКОЛКОВО на программу Executive MBA. Именно там он впервые взглянул на образование как на стратегическую и общественно значимую индустрию.
Решающую роль сыграла рекомендация Рубена Варданяна. Она послужила для меня ориентиром. Образование — это уникальный рынок, один из немногих, где миссия имеет значение. Хотя мое отношение к бизнес-проекту менялось, и поначалу я воспринимал его скорее как хобби.
Органичный рост: качество превыше скорости
Имея за плечами опыт работы на нефтяном рынке, алкогольной промышленности, в спорте и FMCG, Максим Натапов нашел для себя новую перспективу именно в образовании.
Стартовать решили с дошкольных учреждений — комфортных, современных и функциональных, без излишней бюрократии. По сути, это была адаптация лучших международных моделей к российской реальности. Максим с командой лично посетили более 100 школ по всему миру, изучали разные образовательные практики. Уже в 2013 году понимание продукта стало выкристаллизовываться, а в 2015 — открылся первый детсадовский кампус.
Анализ глобальных подходов к образованию показал, что академическая база российского образования сильна, особенно в области STEM (естественные науки, технологии, индиниринг, математика), но выявился перекос в сторону заучивания, экзаменов, оценок и контрольных в ущерб развитию мягких навыков (soft skills) и навыков, необходимых для формирования личности. Ответом ONE! стала ставка на баланс сильного академа, персонализации, междисциплинарных исследований и проектного предпринимательства — авторского курса, интегрированного в учебный план школ наравне с английским языком, математикой и другими предметами учебного плана.
Мы сознательно росли без рывков. Скорость никогда не была самоцелью. Главное – актуализировать продукт, держать качество и расти соразмерно своим представлениям об устойчивости. Так мы двигались шаг за шагом — от одного кампуса к другому. Франшизу мы не давали никому.

С каждым новым объектом формировалась операционная культура: единые стандарты, отлаженные процессы, сильная управленческая команда. Все наши кампусы проектировались изначально как образовательные (до 15 000 м²), мы не рассматривали возможность переделывать под свои нужды существующие здания другого назначения.
Что тормозило рост: инфраструктура, кризисы и вызовы
При четкой логике развития путь ONE! не был прямым. Уже на этапе масштабирования мы столкнулись с проблемой доступности инфраструктуры для отдельностоящих частных садов и школ. Муниципальные объекты образования в приоритете у государства, и застройщики в последние годы несут обязательства передавать новопостроенные здания под их инфраструктуру.
Спрос на большие частные школы и сады есть, но площадей не хватает. Нам приходилось претендовать на объекты, которые проходят мимо государственных планов. Это сложно и редко, но другого выхода не было.
Дефицит инфраструктуры замедлил темпы роста. Структура управления компании была способна справляться с большей нагрузкой. Параллельно шли сложные экономические и геополитические процессы. Все это стало сигналом к пересмотру стратегии и активизации внимания к внешнеэкономической деятельности. Мы начали делать первые шаги в этом направлении. На международных рынках приходилось преодолевать социокультурные барьеры. Каждый вызов требовал не только адаптации, но и пересмотра стратегии и продукта.
Мы прошли через множество трудностей, с которыми сталкивался российский бизнес. Было непросто, но ни одна школа не была закрыта, ни один ребенок не остался без уроков, появились новые рынки и продукты.
В какой-то момент стало очевидно, что новые технологии становятся доступнее и применимее, а ручное управление тормозит принятие решений и развитие. Это подтолкнуло к цифровой трансформации.
Трансформация в IT: данные вместо интуиции
К началу 2020-х мы увидели, что дальнейший рост невозможен без полной стандартизации и цифровизации процессов. Управление сетевой образовательной организацией требовало принципиально новых инструментов.
Именно тогда команда запустила цифровую трансформацию с целью превратить компанию в полноценную IT-платформу для управления образованием.

Без стандартизации процессов масштабирование невозможно. Мы разобрали каждый шаг — от входа ученика в школу до финального экзамена, и собрали заново в цифровую систему.
Ключевые этапы цифрового перехода:
- 2021: старт системной декомпозиции процессов
В работе участвовала команда из индустрии гостеприимства (Ritz-Carlton). Было зафиксировано более 1500 метрик, классифицированных по 14 направлениям: педагогика, сервис, охрана, IT, питание, коммуникация, эксплуатация и др.
- 2022: внедрение метрик и управления по данным
Начала внедряться собственная система оценки качества реализации процессов на всех уровнях — кампуса, урока, учителя и функций. Введены показатели эффективности, включая индекс NPS, ENPS, эффективность уроков, вовлеченность и обратная связь от родителей. Как награда — признание в номинации «Лучший работодатель» по версии HH.ru
- 2024: начало собственной IT-разработки.
Подключение алгоритмов искусственного интеллекта к оценке эффективности процессов и переход к модели IT-бизнеса, вывод на рынок технологии управления объектами образования (AI-школа), в которых управление эффективностью образовательных и административных процессов идет на основе анализа происходящего с помощью AI-моделей.
Алгоритмы анализируют эффективность проведения урока, поведение в классе, вовлеченность, уровень дифференциации, фиксируют отклонения от стандартов. Это позволило многократно сократить время реагирования на проблемы и перейти к мгновенной корректировке процессов.
Компания создала IT-продукты для B2B-партнерств: от франшиз до технологических лицензий. Новые кампусы подключаются как «узлы» к единой цифровой системе управления.
Цель — не просто автоматизация, а создание масштабируемой модели без потери качества. Сейчас ONE! может подключать 5–20 объектов одновременно, сохраняя единые стандарты и управляемость. В основе — архитектура управления, построенная не на людях, а на процессах и данных.
В стратегической перспективе к 2032 году планируется, что до 90% выручки будет приносить IT-направление: цифровые образовательные продукты, модули управления и аналитики, экспортируемые решения.
Выход на международные рынки

К 2022–2023 рост компании в московском регионе замедлился. Для долгосрочного развития потребовались новые идеи и новые рынки – как географические, так и продуктовые. Переход от локального игрока к глобальному снова начался с образования. Максим Натапов прошел обучение по программе для экспортеров в Школе управления СКОЛКОВО, чтобы понять, что нового на внешнеэкономическом направлении в текущей реальности, как российские компании реализуют международную экспансию и какие инструменты реально работают.
Для нас это был важный момент. Мы осознали, что наша технология – хорошо экспортируемый продукт. А чтобы выходить на новые рынки профессионально, нужно учиться.
Почему международные рынки?
- Спрос: во всем мире растет потребность в современных, эффективных образовательных подходах.
- Сила базы: российская академическая система среднего образования имеет исторически высочайшую репутацию во многих странах мира и является одной из самых сильных в мире, особенно в области STEM.
- Продукт. Синтез российского образования и IT технологий является крайне перспективным на многих рынках.
Первой страной стала Саудовская Аравия. В 2023 году ONE! открыла в Эр-Рияде русскую программу в полноценном кампусе на 3000 учеников — с адаптированной программой и прекрасной инфраструктурой. Это был непростой проект: консервативный уклад, регуляторика, социокультурные барьеры. Но он стал доказательством, что российская образовательная модель может работать в самых разных странах. Мы открыли кампус через 4 месяца после первого контакта с местными партнерами.
Дальнейший анализ привел к фокусу на Индию – очень крупный рынок частного образования, где насчитывается более 415 000 частных школ, а в сетевых структурах — до 450 школ в каждой. В марте 2025 году было подписано первое партнерское соглашение с возможностью реализации двух форматов:
- Франшиза — с доступом к методике, системе оценки и операционным стандартам;
- Технологическое партнерство (B2B) — подключение к цифровой платформе управления школой, включая ИИ-аналитику, метрики и методическую архитектуру.

Сегодня международное направление продолжает развиваться. В приоритете — развитие индийского направления, в фокусе —- страны Азии, Ближнего Востока и СНГ, где высок интерес к новым образовательным решениям, но при этом сохраняется уважение к структуре и академическим результатам советской школы. Выход ONE! на глобальный уровень — это шаг к признанию российского образования во всем мире.