Образовательная программа | Цифровая трансформация | Открытые программы

Digital Shift: AI, бизнес и лидерство

Программа для руководителей и предпринимателей. Как при помощи цифровых продуктов и AI получить больший эффект от процессов, продуктов и команд
Запросить презентацию
29 мая 2025
Статья

Как «цифра» перезагрузила консервативный рынок железнодорожных перевозок

Российский рынок рефрижераторных перевозок десятилетиями был заложником системных противоречий: колоссальный потенциал железнодорожного транспорта сдерживался устаревшим парком вагонов, растущей конкуренцией с автотранспортом и чередой неудачных попыток модернизации. В такой традиционно «аналоговой» отрасли цифровая трансформация казалась почти невозможной — но именно она стала ключом к прорыву.
Как «цифра» перезагрузила консервативный рынок железнодорожных перевозок

Генеральный директор компании «РусРеф» и выпускник программы CDTO-2 (Digital Shift) Максим Корнеев рассказал, как трансформация бизнес-модели и внедрение цифровых решений позволили преодолеть барьеры в отрасли, где ранее доминировал консерватизм.

Парадокс рынка: потенциал vs реальность

При годовом объеме перевозок скоропортящихся грузов в 136 млн тонн лишь незначительная часть — около 7 млн тонн — доставляется железной дорогой, несмотря на ее очевидные экономические преимущества:

  • Рентабельность на длинных дистанциях: на маршрутах свыше 3000 км железнодорожный транспорт выгоднее автомобильного. 
  • Масштаб: один состав способен заменить как минимум 120 грузовиков, что существенно снижает логистические издержки. 
  • Потенциал: эксперты оценивают нереализованный потенциал рынка в вагонном сегменте перевозок «скоропорта» по ж/д в как минимум 2 млн тонн грузов в год.


При этом последний рефрижераторный вагон в России был построен в 1993 году: три десятилетия отрасль стагнировала, несмотря на явный рыночный спрос. Многочисленные попытки возродить производство вагонов раз за разом терпели неудачу.

Ключевые проблемы

  • Сложность продукта. Современный рефвагон — это сложная инженерная система, объединяющая множество подсистем: топливная система и двигатель внутреннего сгорания, генерация энергии, выработка тепла и холода, тепло- и гидроизоляция, телеметрия и телематика.
  • Неочевидная экономика. Реальные требования участников рынка к перевозке могут кардинально различаться:
  1. для разных грузов 
  2. для схожих грузов 
  3. для одинаковых грузов разных производителей 
  4. в зависимости от того, кто оплачивает перевозку (производитель, трейдер, ритейл). 
  • Ошибки предшественников. Компании пытались продавать вагоны как товар, в то время как рынок требовал комплексного сервиса — или же пытались разработать конструкцию вагона, опираясь только на опросы экспертов.

Обучение в Школе управления СКОЛКОВО позволило Максиму переосмыслить подход к работе на этом консервативном рынке.

«Когда я пришел в проект, все вокруг твердили: "Это невозможно, уже столько пробовали — и ничего не вышло", — отмечает Максим Корнеев. — Программа Digital Shift показала: невозможное просто требует другого подхода».


Решение 1: Data-driven инжиниринг / Продуктовый подход

Как создать оптимальную конструкцию нового вагона?

«Когда у вас сотни клиентов с разными потребностями, но нет возможности опросить каждого, классический подход не сработает. К тому же люди часто оценивают будущее, опираясь на прошлый негативный опыт, а не на реальные потребности. Вдобавок ко всему — люди говорят одно, делают другое, а платят вообще за третье», — поясняет Максим Корнеев.

Решение пришло на программе Digital Shift: вместо традиционного для отрасли подхода «разработали — построили — отдали клиенту» команда «РусРеф» применила принципы agile и data-driven-разработки.

После испытаний двух прототипов команда разработала еще шесть вагонов. На этом этапе было выдвинуто 34 ключевые гипотезы о конструкции, которые проверили на восьми вагонах опытной партии в реальных коммерческих рейсах.

Каждый вагон оснастили датчиками для сбора данных по работе систем — это позволило самостоятельно верифицировать гипотезы.

Результаты превзошли ожидания: многие очевидные отраслевые решения оказались избыточными. Например:

  • Топливный бак объемом 1500 литров полностью покрывал потребности даже в самых длительных рейсах, хотя по стандартам требовалось не менее 2000 литров.
  • Анализ температурных датчиков показал, что их количество можно сократить вдвое без потери контроля качества.

В итоге стоимость вагона снизили на 15% за счет упрощения конструктива, сохранив или улучшив все ключевые характеристики, влияющие на монетизацию.

Решение 2: Продвижение услуги, а не продукта

«Для вагонного рынка России характерны простые продажи или стандартная аренда. При аренде все устроено довольно шаблонно: плановое ТО выполняет арендодатель, а все остальное — арендатор. В случае с современным рефвагоном такой подход применить невозможно — у потребителей просто нет компетенций для работы со сложным оборудованием», — отмечает Максим Корнеев.

Ключевое решение — переход от модели продажи вагонов к модели «Рефвагон как услуга». Вдохновением послужил многочисленные индустриальные кейсы, усвоенные на программе, в том числе кейс Rolls-Royce, где авиакомпаниям продаются не двигатели, а сама услуга эксплуатации двигателей.

Команда «РусРеф» предложила клиентам «рефрижератор как сервис»: клиенты платят за предоставление полностью технически готового рефвагона, а не просто за аренду техники.

Все технические риски берет на себя компания. Это сразу изменило восприятие продукта — крупные логистические операторы и ритейлеры, которые годами избегали железнодорожных перевозок, начали заключать контракты.

Решение 3: Развитие экосистемы

«Обучение на программе помогло осознать, что мы существуем в шеринговой экономике. Теперь мы четко понимаем свою роль в экосистеме: нам не нужно становиться конструкторским бюро, вагоностроительным заводом, логистическим оператором или ремонтной службой. Достаточно определить свою нишу и выстроить эффективное сотрудничество с другими участниками рынка», — объясняет Максим Корнеев.

«РусРеф» сознательно отошла от модели полного цикла производства и сосредоточилась  на ключевых компетенциях:

  • Разработка стандартов 
  • Управление жизненным циклом продукции
  • Анализ данных
  • Контроль денежных потоков

Проектирование, производство и обслуживание были переданы на аутсорсинг ведущим отраслевым специалистам. Такой подход позволил сохранить компактную команду без потери качества и эффективности.

Решение 4: Сила в Core-команде

«Наша небольшая команда работает по принципам технологического стартапа, которые мы освоили в СКОЛКОВО. Нам не нужны кипы документов — кроме устава и обязательных инструкций по охране труда, у нас всего один руководящий документ: простая таблица с лимитами полномочий для каждого сотрудника», — объясняет Максим Корнеев.

Ключевые преимущества такого формата:

Прозрачность и вовлеченность

  • Все сотрудники работают в одном пространстве
  • Большинство обсуждений проходит на глазах у всей команды

Кросс-функциональное взаимодействие

  • Предложения отдела продаж могут помочь упростить и удешевить продукт
  • Технические специалисты, в свою очередь, помогают оптимизировать коммерческие решения

Ответственность и гибкость

  • Каждый понимает стоимость задержек и корректирует работу с подрядчиками
  • Решения принимает тот, кто «держит шайбу» в конкретный момент
  • Сотрудники не боятся ошибок и знают, что главное — общий результат
«Когда команда компактная, мотивирована и ориентирована на заработок, исчезает страх ошибиться. Каждый действует так, как считает нужным для общего успеха», — резюмирует Корнеев.


Итог: Прорыв на консервативном рынке

«РусРеф» не просто создала первый за 30 лет современный российский рефвагон — компания перезагрузила рынок, предложив принципиально новую бизнес-модель.

Ключевые достижения:

  1. Создан прецедент цифровой трансформации в консервативной отрасли.
  2. Экономия времени и ресурсов — новые подходы позволили сэкономить годы разработки и десятки миллионов рублей инвесторов.
  3. Рост прибыльности — переход на сервисную модель увеличил пожизненную ценность клиента в 3 раза.
  4. Оптимизация затрат — data-driven подход сократил капитальные расходы на 20%.
«Дополнительное преимущество для нас — это доступ к профессиональным сообществам Школы, — отмечает Максим Корнеев. — Регулярное взаимодействие в чатах выпускников программы, логистов и производственников дает компании неоценимую практическую пользу. Ведь СКОЛКОВО — это концентрация интеллектуальной и деловой элиты страны, доступ к самым актуальным знаниям и нетворкингу».

Сегодня «РусРеф» готовится к масштабированию парка до 170+ вагонов, тестирует алгоритмы прогнозного обслуживания и рассматривает экспорт своей модели в страны СНГ.

Этот кейс наглядно показывает: цифровая трансформация сегодня — это не про инструменты и технологии, а про изменение мышления, саму суть бизнеса. Когда железнодорожники начинают думать как стартаперы, а данные заменяют «опыт знатоков», становится возможным то, что годами считалось нереализуемым.

(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie