Образовательная программа | Стратегический менеджмент | Международный стандарт MBA

СКОЛКОВО Executive MBA

Перезагрузка для успешных людей
Запросить консультацию
Отправляя форму, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных и даете согласие на получение информационных рассылок
Статья

История успеха: Мария Соболева, EMBA-10

Одна идея может полностью изменить жизнь. Так и случилось с Марией Соболевой, выпускницей бизнес-школы СКОЛКОВО. Она переехала в Армению, запустила собственное производство десертного мёда и завоевала сердца местных потребителей. В ближайших планах – выход на экспортные рынки.
История успеха: Мария Соболева, EMBA-10

В один момент я просто поняла, что устала работать в корпоративном мире. Вопрос о том, чтобы уделять больше времени себе и семье, также стал для меня насущным. В итоге я решила заняться чем-то своим. К моменту окончания учебы в бизнес-школе СКОЛКОВО я была уже готова начать собственный бизнес. Перспектива сочетать свое дело и семью меня не пугала, даже наоборот – если бы меня не подгоняло скорое появление ребенка, я бы всё так быстро не запустила. К тому же, семья – это мой первый ценитель и критик в бизнесе. 

Окончательное видение своего проекта сформировалось у меня по возвращении из Кремниевой долины. Проработав 5 лет в маркетинге бренда АрАрАт и имея неплохое представление об армянском рынке и местных продуктах, я задумалась, каким может быть экспортный бренд армянского меда и что необычного можно создать, если эта ниша свободна. Мёд как продукт сразу пришёлся нам с мужем по душе. Я изначально отдавала предпочтение Армении, но решила проанализировать все «за» и «против» работы на российском и армянском рынках. Анализ оказался не в пользу старта в России. Например, на российском рынке есть похожие продукты, но в России очень много контрафакта, и само качество мёда оставляет желать лучшего, в этом была главная проблема. Армянский мёд хорошего качества, и он очень ценится, однако про него мало кто знает. Я понимала, что в этой стране есть и необходимые мне ингредиенты - сухофрукты, травы, специи и т.д. Я увидела свободную рыночную нишу и я решила ее занять. Таким образом сформировалась концепция армянского бизнеса, и родился продукт. 

Армения – страна предпринимательства

К моменту запуска бизнеса я уже неплохо знала Армению, на протяжении 6 лет я ездила сюда в командировки или в качестве туриста. Эта страна мне очень нравится, она притягивает к себе своей теплотой и открытостью. Но, когда ты принимаешь решение и переезжаешь, то неизменно сталкиваешься с рядом моментов: нужно изучить город, всё, что здесь происходит, образ жизни и мыслей людей, преодолеть определённые бытовые трудности. «Не нужно путать туризм с эмиграцией» - эта фраза из анекдота абсолютно справедлива. 

Мы переехали в Армению и начали работать над проектом в начале мая 2015 года, продукт был запущен в конце сентября, то есть мне удалось стартовать всего за 5 месяцев. Рыночная конъюнктура в принципе способствует предпринимательству, здесь можно быстро зарегистрировать компанию, оперативно решаются вопросы с государственными органами, здесь нет пробок, и за день можно успеть очень много. 

В Ереване я познакомилась с большим количеством интересных людей, в основном мои друзья - репатрианты, вернувшиеся в Армению из Америки и Европы, они верят в будущее своей страны, запускают интересные проекты и с большой теплотой принимают друзей из России. В переезде в Армению был вызов, и я надеюсь, что вполне успешно с ним справилась. 

Производственная кухня

Инвестиции в бизнес на сегодняшний день составили около 70 тысяч долларов. Наше производство размером 150м2 расположено практически в центре Еревана. Там находятся производственная зона, склад и офис. В команде работает порядка десяти человек, на производстве – 4. Это те, кто непосредственно занимаются розливом, подготовкой и этикетированием продукции. 

У меня есть технолог и специалисты, к которым я обращаюсь за советами. В частности, мне помогает самый известный ресторатор города, владелец легендарной "Долмамы". Здесь, если я прошу помощи, я всегда её получаю. 

Быстрый старт

Разрабатывая бренд B’arev Honey, я сразу делала его экспортным. Наша первая поставка улетела бортом номер в ресторан отеля «Савой» в Лондоне. Это был хороший старт. Сейчас наш мед уже представлен в крупных торговых сетях Армении, а также в знаковых туристических точках Еревана и duty free. Один из сегментов нашей целевой аудитории – туристы. Нас поддерживает Фонд Развития Армении (DFA) - это проправительственная организация, одна из задач которой способствовать экспорту армянской продукции. У меня есть намерение сделать бренд B'arev Honey национальной гордостью Армении, поэтому такого рода поддержка нам крайне важна. 

Другой важный сегмент нашей аудитории - люди, которые исповедуют ЗОЖ и правильное питание. В Армении хорошие экологические условия и продукты, люди это знают и ценят, поэтому покупают армянские продукты и готовы платить price premium. 

Витамин «С»

Конечно, в чужой стране мне было бы сложно без поддержки. Я знаю, что всегда могу обратиться за помощью к выпускникам СКОЛКОВО в Ереване. Например, наш однокурсник Айк Арутюнян, заместитель министра энергетики и природных ресурсов Армении, помог мне с поиском площадки для производства, дал мне свою аудиторскую компанию, поделился необходимыми контактами. А Михаил Куснирович оценил качество продукции B'arev Honey и предложил поставить нашу линейку в ГУМ, в Гастроном №1. Мои сколковские друзья регулярно заказывают наш десертный мёд, дарят её своим друзьям на праздники, а потом я получаю восторженные отзывы о том, какой это вкусный и необычный продукт. 

Больше не стартап

Иногда мне кажется, что мои друзья верят в мой проект даже больше, чем я сама. Меня часто одолевают сомнения, хочется все бесконечно улучшать и корректировать. Например, полгода я рисовала одну этикетку и точно знала, как будет выглядеть вся линейка продукции. Потом, в один день, во время перелёта из Еревана в Москву, я за 2 часа переделала всю концепцию. Правда, сейчас мне кажется, что я поменяла направление в лучшую сторону. 

Покорить Россию

В моих ближайших планах выход на рынок России, а дальше – экспортные рынки там, в частности, где есть диаспора: Штаты и Европа. Что касается России, сначала кажется, что выходить на российский рынок очень сложно, однако, если у тебя действительно качественный продукт, аудитория и баеры будут в состоянии это оценить. Покупая наш мёд, человек инвестирует в себя, своё здоровье и здоровье своей семьи. В России мы также планируем идти в торговые сети, с которыми уже активно ведем переговоры. Предположительно банка мёда будет стоить в среднем 350-400 рублей. 

Уже сейчас я чутко прислушиваюсь к реакции российского рынка. Мы ведем переговоры с московскими эко-магазинами, и у них есть некоторые предубеждения относительно технологии кремования мёда – обычно она используется для того, чтобы из дешёвого и некачественного мёда сделать необычную текстуру и продать как интересный продукт. Я не называю свой продукт «крем-мёд» или «мёд-суфле», потому что понимаю, что, по сравнению с российскими аналогами, делаю очень крутую продукцию. Я отдаю себе отчет в том, что успешность и дальнейшее развитие B’arev Honey зависит только от моего желания или нежелания что-то делать, ведь на текущий момент этот бренд полностью ассоциируется со мной. Я лично отвечаю за каждую банку.

(0)
Связаться с консультантом
Контакты консультантов:
+7 495 215 26 19 emba@skolkovo.ru

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.