Как определить, что личные цели противоречат бизнес-стратегии?
Самый яркий сигнал — разрядка вашей «батарейки». Вроде все делаете как запланировали, а большого буста энергии нет. Либо же, если вы стали «токсичны» для своей организации — почему-то ведете себя «не как все»: если у вас принято задерживаться, вы уходите пораньше и т.д. Это все симптомы, что пора формализовать личную и корпоративную стратегии и посмотреть, где в них возможный рассинхрон.
Можно ли использовать методы стратегического менеджмента в личном планировании?
Конечно. Наша жизнь — такой же объект управления. Инструменты и принципы стратегического менеджмента почти идентичны, отличаются лишь области и приоритетные направления. Если в бизнесе это часто продукты или функции (например, по системе сбалансированных показателей), то в личной стратегии это другие категории (например, здоровье/энергия, окружение, рутина и др.). В остальном, что в бизнесе, что в жизни важно понимать и «зачем» принимаются те или иные решения, и «что» будет образом результата через какое-то время, и «как» мы до этих результатов дойдем. Более того, если вы что-то на Новый год писали на бумажке, первый черновик личной стратегии готов.
Какие примеры успешных предпринимателей, у которых личная и бизнес-стратегия гармонично сочетаются?
Один из лучших примеров — Ариана Хаффингтон (The Huffington Post). Она знаменита тем, что рассказывает, как упала в обморок на работе и перестала жить только бизнесом. На российском рынке — многие растущие бренды с яркой культурой и ценностями: Додо, Точка, Брусника. Также это заметно на инфлюенс рынке: многие блогеры и знаменитости запускают функциональные напитки и другие товары, которые хорошо отражают их личную философию. Ну а если коротко, большинство стартапов — продолжение личности основателей.
Какие ошибки чаще всего допускают при попытке совместить эти две стратегии?
Ошибка 1 — пытаться балансировать и делать все. Личная стратегия, как и любая стратегия, это про выборы и отказ. Не только что мы делаем, но и от чего мы отказываемся. Если в вашей стратегии попытка успеть все, скорее всего, вы будете стагнировать. Путь, который набирает обороты сейчас, — делить личную стратегию на периоды. Например, эти пару лет на заложение фундамента в бизнесе, через пару лет сфокусироваться больше на времени для себя, а еще через этап — на развитии семьи. Это не значит, что все ресурсы только в одно направление, но понять, что в приоритете именно сейчас и почему — это лучший лайфхак стратегии.
Ошибка 2 — неправильный выбор бенчмарок или конкуренции. Приведу беговую метафору: если вы встали в группу быстрее ваших сил, забег может закончиться раньше времени. Если вы стартуете из кластера, который заметно медленнее вас, вам может быть сложно разогнаться до желаемой скорости и придется обгонять группу. В стратегии важно ставить амбициозные, но не абсурдные цели, но и заведомо не занижать планку.
Как адаптировать бизнес-стратегию под изменения в личных ценностях?
Все зависит от этапа развития вашей компании. Ценности компании — это отражение не только ценностей основателей или первых лиц, но и всей компании. Если вы в стартапе, смена личных ценностей может коррелировать со сменой ценностей и стратегии организации. Если вы в корпорации, нередко смена ценностей ведет к смене места работы, выходу из операционки или продаже бизнеса. Это не единственный путь, можно и пересмотреть стратегию бизнеса. Для этого ее надо формализовать и пройти по стратегическому процессу. В этом смысле смена ценностей — такой же триггер как смена конкуренции или макро-контекста, процесс мало отличается.