05 сентября 2019
Статья

Теневой рынок алкогольной продукции: структура, тенденции, последствия

Теневой рынок алкогольной продукции: структура, тенденции, последствия
Источник: by Adam Wilson on Unsplash

Помимо легального и поддающегося учёту рынка алкогольной продукции, в России существует и теневой[1], который не регистрируется государством, но к услугам которого по разным причинам прибегает множество людей по всей стране.

Из-за отсутствия централизованного контроля теневой рынок алкогольной продукции (в частности, его объём, структура, причины формирования и портрет потребителя) остаётся слабоизученным, особенно в сравнении с легальным сегментом.

В этом исследовании эксперты Центра развития потребительского рынка Московской школы управления СКОЛКОВО и Центра социального проектирования «Платформа» постарались пролить свет на теневой рынок алкогольной продукции в России и изучить последствия его сосуществования с легальным рынком алкоголя.

В июле 2019 г. эксперты бизнес-школы СКОЛКОВО и ЦСП «Платформа» провели телефонный опрос 1200 совершеннолетних россиян для изучения отношения к вопросам рынка алкогольной продукции. Для сбора и интерпретации данных было проведено 21 интервью с экспертами органов исполнительной власти, научного сообщества и потребительского рынка. Также состоялось 35 глубинных интервью с потребителями нелегальной алкогольной продукции из Омска, Калуги и Торжка.

Был изучен ряд открытых статистических источников, в частности статистика ФОИВ, существующие данные по опросам населения, проведённым ВЦИОМ и НИУ ВШЭ, а также исследования экономических институтов, в том числе Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

В 2008-2018 гг. в России производство легальной алкогольной продукции снижалось (кроме вина) при параллельном росте акцизов на неё.[2] По результатам опросов населения, на 2017 г. совсем не употребляют алкоголь 42% населения в возрасте от 16 лет. Эта доля за последние годы росла в основном за счёт молодёжи.[3]

На протяжении последних 10 лет каждый год количество употребляемого алкоголя на душу населения в России уменьшается. Особенно у потребителей молодых возрастов. Это соответствует международному тренду — тому, что происходит во многих развитых странах. Молодое поколение пьёт меньше и по доле потребителей, и по объёму. Вдобавок меняется структура потребления. Почти полный отказ от водки и самогона у самых молодых.[4]

Однако при снижении доли потребляющих крепкий алкоголь частота употребления не сильно меняется в первую очередь за счёт регулярно выпивающих граждан.[5]

В этой ситуации потребление алкоголя во многом обеспечивалось теневым рынком. К стимулам для его развития можно отнести высокую маржинальность производства, слабый контроль за оборотом сырья, ужесточение мер регулирования алкогольного рынка, рост цен, стабильный спрос, неспособность потребителя или отсутствующую у него зачастую возможность проверить качество продукта, а также низкую культуру потребления алкоголя.

Теневая продукция конкурентоспособна в сравнении с легальной, а наибольшая рентабельность у сегмента, связанного с водкой.[6] При этом недобросовестные участники рынка могут производить продукцию по демпинговым ценам, что часто связано с особенностями формирования розничной цены на алкоголь, куда закладываются налоги, акцизы и наценки.

Официальной статистики, которая бы оценивала объёмы нелегального рынка алкогольной продукции, в России не существует. Также отсутствует какой-либо общепринятый и однозначно надёжный метод подсчёта его объёма.[7] По мнению авторов исследования, усреднённая оценка на уровне не менее 40% потребляемой крепкой алкогольной продукции (75 млн декалитров (дал)) наиболее адекватно описывает текущую ситуацию.

Рынок потому и теневой, что напрямую его оценить практически невозможно. С известной степенью условности можно попробовать проанализировать статистику отравлений «палёной водкой» и посчитать эти данные маркерами теневого оборота спиртосодержащей продукции. Но эти оценки будут очень приблизительными, поскольку помимо фальсификата, который может потенциально привести к отравлениям, в теневой оборот вовлечена и контрафактная продукция зачастую вполне удовлетворительного качества. Поэтому, скорее всего, экстраполяции по статистике отравлений будут давать сильно заниженную оценку.[8]

Оценка объёма нелегального потребления пивоваренной продукции составляет не более 10% от розничных продаж, что не противоречит оценкам опрошенных экспертов. Авторы исследования отмечают, что неучтённая пивоваренная продукция практически отсутствовала до 2010 г. (когда она была приравнена к алкогольной), потом её объёмы росли вплоть до 2015 г., а с 2016 г. наблюдается их падение.

К основным потребителям нелегальной алкогольной продукции авторы относят: Маргинализированные группы (люди, образ жизни которых часто строится вокруг алкоголя), Низкодоходные слои населения (люди, стремящиеся сэкономить), Загулявшие компании (люди, желающие выпить в ночное время) и Поклонников домашнего алкоголя.

В массовом восприятии покупатели нелегального алкоголя делают это преимущественно из экономии. Проблема напрямую связывается с бедностью. Второй по популярности вариант связан с ограничениями во времени продажи.[9]

Основной объём нормальных людей — все с удовольствием пойдут и купят легальную [водку]. Потому что все понимают, что, покупая нелегальную, они рискуют. Риски гораздо выше от нелегальной, чем от легальной. Поэтому установите всё в одной цене, доступной вот тем людям, у которых нет много денег, и нелегального рынка не будет.[10]

Авторы выделяют три типа «входа» на теневой рынок алкоголя, обусловленные двумя стимулами — подорожанием и запретом на продажу в ночное время.[11] Эксперты также делают вывод, что покупатели, однажды приобщившиеся к теневому рынку, будут прибегать к его услугам и в дальнейшем.

Оценка респондентов в отношении размера теневого рынка разнится в зависимости от региона. Из наиболее благополучных регионов и крупных городов теневой рынок частично вытесняется (остаётся, впрочем, ниша для продажи в ночное время). Острее проблема ощущается в малых городах и менее богатых регионах, где для покупателей важнее фактор экономии. В среднем 31% опрошенных считает распространёнными точки нелегальной продажи.[12]

Существование теневого рынка создает угрозы не только для здоровья людей, но и для экономики страны, наносит репутационный ущерб легальным производителям, продавцам и государству. В целом из-за теневого рынка снижается инвестиционная привлекательность алкогольной отрасли для производителей и, как следствие, падают инвестиции в смежные отрасли — сельское хозяйство, упаковку и другие.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie