24 сентября 2021
Статья

Российские миллионеры не хотят оставлять бизнес семье

Большинство российских бизнесменов, которые задумываются о передаче бизнеса, не планируют отдавать его членам семьи. Из-за отсутствия в России понятных механизмов преемственности и нежелания вовлекать детей в бизнес миллионеры предпочли бы нанять внешних управляющих. Это следует из исследования Центра управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления СКОЛКОВО
Российские миллионеры не хотят оставлять бизнес семье
Источник: Chengting Xie on Unsplash

Как отмечают «Ведомости», в опросе СКОЛКОВО приняли участие 117 владельцев капитала, чей размер активов превышает $1 млн. Из них 62% относятся к первому поколению бизнесменов, которые сформировали капитал в 90-е и нулевые, а 32% — предприниматели во втором поколении: они либо получили в управление семейное предприятие и думают о дальнейшей его передаче третьему поколению, либо отказались от семейного бизнеса и начали свое дело.

В ответ на вопрос о том, как будет организовано управление их бизнесом в будущем, почти половина (47%) владельцев бизнесов из первого поколения указали, что наймут профессиональных управляющих, сохранив за собой право принимать ключевые решения. Еще 31% респондентов ответили, что будут лично управлять своим делом так долго, как это возможно. И только 10% собираются передать контроль над бизнесом членам своей семьи.

«Эти цифры исходят от людей, которые в принципе задумываются о преемственности. А значит, в реальности показатели несколько ниже. Эти 10%, скорее всего, уже имеют намеченные планы», — прокомментировал Иван Климов, директор по исследованиям в Центре управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО.

Во втором поколении значения получились выше: 52% хотят нанять профессиональных управляющих, 33% будут держаться за личное управление и 14% готовы передать контроль своей семье.

Также респонденты рассказали о планах владения бизнесом в ближайшие 5 лет. Так, 49% бизнесменов из первого поколения хотят оставаться владельцами и в дальнейшем против 59% из второго поколения. При этом 14% предпринимателей из первого поколения допускают продажу бизнеса сторонним инвесторам против 9% из второго поколения. Почти одинаковое (6% и 5% соответственно) число респондентов хотят передать часть бизнеса в собственность членам семьи, оставив за собой долю.

Кроме того, 6% владельцев бизнеса из первого поколения готовы передать его в траст или семейный фонд, а 2% хотят полностью отдать его в собственность семье. Ни один представитель второго поколения предпринимателей не рассматривает такие варианты для себя.

Вывести свой бизнес на фондовую биржу хотели бы 2% из «первых» и 5% из «вторых». Но ни те, ни другие не собираются продавать свою долю партнерам. Довольно существенная часть опрошенных из обоих поколений пока не определились или затруднились ответить на вопрос.

«На решение передавать текущий бизнес своим преемникам могут влиять специфика и масштаб бизнеса, ведь не любое дело получится передать другому. Не стоит забывать и об отношениях внутри семьи, а также об установках — вероятно, преемникам важнее самореализоваться, чем продолжить семейное дело. А еще родители сами могут видеть по личным качествам своего ребенка, готов ли он быть предпринимателем. Роль играет и отношение к деньгам в семье. В конце концов наследник может быть не готов принять дело с профессиональной точки зрения», — пояснил Климов.

В ситуации с преемственностью в российском бизнесе есть два важных отличия от положения за рубежом, продолжил эксперт. В России эта тема очень актуальна, потому что отечественным бизнесменам в первом поколении не с кого брать пример. В развитых экономиках практика насчитывает уже как минимум сто лет, поэтому российские предприниматели анализируют зарубежный опыт, хоть он и не всегда подходит. Кроме того, во многих странах темой преемственности в бизнесе плотно занимаются аналитические центры.

Посмотреть полную версию исследования можно здесь.

«В своей работе мы видим подтверждение выводам исследования, однако на практике проблема еще более комплексная. Так, растущее желание передать бизнес «профессиональным управляющим» сталкивается, с одной стороны, с отсутствием таких профессиональных управляющих, способных стратегически развивать бизнес в отсутствие текущих собственников, с другой — с трудностями контроля за управляющими со стороны неподготовленных акционеров», — отметил управляющий директор Phoenix Advisors Алексей Станкевич.

Юридические инструменты, которые порой рассматривают для достижения таких целей — трасты, личные фонды, сами по себе не решают задачу, так как их управляющие занимаются владением активов, но не их управлением. Соответственно создание любых инструментов не имеет особого смысла без решения вопросов о:

  1. подготовке команды, способной управлять бизнесом,
  2. выстраивании мотивации этой команды, чтобы она совпадала с интересами «бенефициаров»,
  3. внедрении механизмов контроля и влияния на действия команды,
  4. определения, как система работает при изменении состава этой команды или интересов вовлеченных сторон.
«Заявления о нежелании оставлять значительные активы наследникам с одной стороны понятны — далеко не все из них хотят и готовы управлять бизнесом, и, что не менее важно — нести ответственность и риски, связанные с любыми бизнес-активами. Однако на практике реализовать такой подход очень непросто именно из-за вышеуказанных причин. Бизнес — это большая ответственность, которую должен кто-то принять. Поэтому определить, кому не оставлять активы, гораздо проще, чем решить, кому и как их передать. Эти вопросы мы в том числе будем обсуждать на онлайн-курсе «Планирование преемственности. Неочевидные аспекты» и одноименной совместной программе Центра управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО и Phoenix Advisors», — добавил Станкевич.
(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie