Ключевые выдержки из доклада
Саморегулирование — это поддержание более высоких стандартов, чем те, которые установлены законодательством. Важно, что эти обязательства бизнес берет на себя на добровольной основе. Готовность бизнеса к развитию саморегулирования зависит от внутренней зрелости, которая позволяет видеть и уважать интересы других участников рынка.
В настоящее время, даже с учетом поправок 2016 и 2018 годов, Закон о торговле (№ 381-ФЗ) регулирует конкретные (но не все) отношения между конкретными участниками потребительского рынка (но не всеми). Результаты ОФВ Минпромторга поправок к закону показали, что поправки привели к снижению конкуренции в розничной торговле в 2016–2018 годах на 4,55 % и росту недобросовестной конкуренции в отрасли на 3,11 %. Среди последствий также называлось сокращение числа малых и средних предприятий на 11,6 % и числа поставщиков крупнейших сетей — на 10 %.
Процедуры разработки и принятия решения о регулировании той или иной отрасли потребительского рынка должны строго соответствовать следующим условиям, чтобы быть эффективными:
- наличие квалифицированных кадров;
- наличие альтернативных вариантов регулирования;
- условие достаточности времени для адаптации к регулированию;
- наличие эффективной системы мониторинга решений и оценки последствий регулирования;
- наличие обратной связи.
История развития саморегулирования в России берет начало в 2005 году, когда ФАС России провела исследование и выделила 27 недобросовестных практик розничных сетей при заключении договоров поставки в Санкт-Петербурге. В декабре 2006 года в короткие сроки был принят ФЗ «О розничных рынках», а уже к январю 2007 года написан первый проект Закона о торговле. В августе 2007 года АКОРТ, РусБренд и ECR-Rus формируют «Принципы эффективного отклика на запросы потребителей». Спустя примерно два года обсуждений и правок Минпромторг России выносит проект закона на обсуждение (июль 2009 года), а в декабре 2009 года Закон о торговле принимается в окончательном компромиссном варианте. В 2011 году начинается разработка Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров (КДП), что в будущем ляжет в основу саморегулирования на FMCG-рынке. Через год представители АКОРТ, РусБренда, Союзмолоко, Руспродсоюза, Национальной мясной ассоциации, Рыбного союза и АПМП подписывают КДП. В 2013 году при Межотраслевом экспертном совете по развитию потребительского рынка создается Комиссия по применению КДП (разрешение споров, трактовка положений КДП). В мае 2014 года Комиссией утверждена типовая форма дополнительного соглашения к договору поставки (договору об оказании услуг по продвижению потребительских товаров), обеспечивающая внедрение в договорные практики взаимоотношений норм КДП. В октябре 2015 года Союз потребителей РФ при поддержке МЭС разработал проекты Национальных стандартов РФ — ГОСТы по саморегулированию. Внесение поправок в Закон о торговле 2016 года на время приостановило деятельность Комиссии из-за необходимости внесения поправок в КДП. В октябре 2018 года председателем Комиссии по применению КДП был избран Шаронов А. В., с чего начался новый виток развития института на FMCG-рынке в России. Апрель 2019 года: торговые сети возвращаются в периметр КДП, подписав внутренние локальные акты о признании приоритета положений КДП в отношении заключаемых договоров поставки, а также сформировав внутри компаний институт КДП-контролеров. Ноябрь 2018 года: вносятся поправки в Закон о торговле, касающиеся возврата скоропортящихся товаров. В марте 2019 года на XIX заседании Комиссии по применению КДП было принято решение исключить из типовых форм договоров положения, противоречащие КДП. В июне 2019 года подписаны соглашения о сотрудничестве Комиссии по применению КДП с ФАС России и Минпромторгом России. Более подробно о деятельности Комиссии.
Система саморегулирования на FMCG-рынке России выстраивается следующим образом: МЭС — Комиссия по применению КДП — Согласительная комиссия в АКОРТ — Согласительные комиссии в торговых сетях — КДП-контролеры в компаниях.
В своей деятельности категорийные менеджеры могут пользоваться следующими инструментами саморегулирования и сорегулирования:
- КДП;
- реестр компаний, присоединившихся к КДП;
- обращение в комиссию по применению КДП;
- обращение в согласительную комиссию АКОРТ;
- обращение в согласительную комиссию внутри торговых сетей;
- обращение к медиатору;
- обращение в рабочую группу по развитию торговли при Минпромторге и Минсельхозе.