Новая итерация исследования «Цифровая жизнь российских городов», основанного на данных более 90 российских городов, показала: темпы цифрового развития все менее зависят от валового регионального продукта и все больше — от качества региональной политики и человеческого капитала.
Топ-10 городов по цифровому развитию за пять лет обновился наполовину, что свидетельствует о крайней динамичности рейтинга. Лидеры роста — Чебоксары (+52 позиции), Брянск (+48), Уфа (+46), Салехард (+43), Рязань (+37).
Причем, как выяснилось в ходе анализа, цифровизация российских регионов все чаще развивается за счет «догоняющего роста» — резкого скачка тех городов, которые ранее занимали средние или низкие позиции.
«Спрос во всех сферах растет быстрее, чем предложение, особенно в образовании, здравоохранении и ритейле. Однако в малых и средних городах предложение остается ограниченным, особенно в области цифрового образования, где оно близко к нулю», — рассказал «Известиям» соавтор исследования, руководитель Лаборатории международных экономических исследований Школы управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин.
Корреляция между цифровым спросом и предложением за пять лет снизилась, что свидетельствует о растущем расхождении между потребностями жителей и возможностями инфраструктуры.
Что делать: практические рекомендации
- Регионам — выстраивать условия для привлечения частных игроков через механизмы государственно-частного партнерства, фокусируясь на цифровом предложении в сфере образования и медицины.
- Федеральным институтам развития — приоритизировать поддержку средних и малых городов с выраженным цифровым спросом, но ограниченной инфраструктурой, особенно в отраслях с высоким социальным эффектом.
- Бизнесу и девелоперам — использовать регионы с высоким спросом и низким предложением как точки цифрового роста; усиливать локальные экосистемы с помощью платформенных решений.
- Исследователям и аналитикам — учитывать, что цифровой разрыв в России демонстрирует сложную внутреннюю динамику и требует многоуровневой интерпретации: от поведенческих паттернов пользователей до институциональной зрелости.
Ознакомиться с полными выводами исследования и скачать отчет можно здесь. Публикации отдельных СМИ, сфокусированные на различных аспектах исследования, доступны по ссылкам: «Известия», «Коммерсант», «Рен ТВ», «Вести Татарстан», «Бизнес Онлайн».