«Оптимальным решением может стать интеграция или эффективная координация, которая бы позволила построить в ЕАЭС объединенную систему маркировки и прослеживаемости товаров. Анализ существующих на пространстве ЕАЭС ограничений, не выявил неустранимых препятствий для создания такой системы», — сказал директор Центра Илья Ломакин-Румянцев, представляя основные выводы на конференции в Москве.
Согласно исследованию, основанному на опросах и глубинных интервью с представителями бизнеса и экспертами ЕЭК, среди плюсов обязательной цифровой маркировки и прослеживаемости 100% предпринимателей стран ЕАЭС отметили снижение доли контрафактной продукции, 71,4% — выделили повышение ее безопасности для потребителей.
По мнению опрошенных предпринимателей, создание системы маркировки поможет увеличить оборот легальной продукции между странами ЕАЭС, минимизировать серый импорт, а также обеспечить соблюдение законодательных требований стран-членов ЕАЭС, включая уплату обязательных таможенных и налоговых платежей.
Построение объединенной системы может стать важным условием создания пространства доверия в трансграничной торговле и гармонизации таможенного контроля стран-членов ЕАЭС.
«Маркировка смещает вес и влиятельность групп в товарных цепочках к легальным компаниям, возрастающая рыночная сила которых в конкуренции играет на руку потребителям. Масштаб изменений в перспективе таков, что условия меняются для всего рынка, и не только России, а и других стран ЕАЭС», — отмечает Ломакин-Румянцев.
По оценке СКОЛКОВО, цифровая маркировка и контроль прослеживаемости не только не являются препятствиями, но и при согласованном применении представляются одним из наиболее эффективных инструментов развития экономической интеграции и увеличения легального товарооборота на пространстве ЕАЭС.
В ходе исследования было выделено 26 препятствий, которые могут накладывать ограничения на движение товаров между странами. Большая их часть лежит в регуляторно-нормативной плоскости и социально-экономических различиях стран-членов ЕАЭС.
В частности, развитию проекта маркировки мешает несинхронность в подходах стран-членов ЕАЭС к созданию системы — например, задержка в принятии необходимых регуляторных изменений.
Респонденты также делают акцент на то, что для эффективной интеграции национальных систем, в первую очередь, необходимо сфокусироваться на следующих мерах:
- обеспечение взаимного признания электронных цифровых подписей (ЭЦП);
- разработка единых механизмов криптографической защиты средств идентификации;
- разработка объединенного каталога/реестра товаров;
- унификация форм и форматов электронных документов.
В исследовании отмечается, что активное участие бизнеса в развитии системы маркировки позволит не только сформировать у бизнес-сообщества стран ЕАЭС тенденцию к обелению рынка и обеспечить справедливую конкуренцию за счет вытеснения нелегальной продукции, но также снизить контрольную и регуляторную нагрузку для его добросовестных участников.
Например, опрошенные предприниматели и эксперты полагают, что возмещение НДС и процедуры валютного контроля за возвратом валютной выручки должны значительно упроститься применительно к товарам, подлежащим обязательной маркировке средствами идентификации, поскольку получение полной картины жизненного цикла товаров позволит автоматизировать предоставление отчетности и получение разрешений.
Как отмечают специалисты Минпромторга России, маркировка является эффективным инструментом формирования единого цифрового пространства в ЕАЭС, а различия в возможностях стран союза в этой области могут быть преодолены за счет передачи российских технологий и углубления интеграции.