31 октября 2020
Статья

Жизнь в онлайне: как пандемия изменила отношение россиян к электронной коммерции

Несмотря на то что пандемия внесла серьезные коррективы в поведение потребителей, проникновение цифровых решений в различные привычные для человека области жизни — устойчивый тренд последних нескольких лет.
Жизнь в онлайне: как пандемия изменила отношение россиян к электронной коммерции
Источник: @rupixen, Unsplash

Массовая самоизоляция как в России, так и в мире послужила, скорее, катализатором к переходу от традиционных форматов потребления товаров и услуг к онлайн-форматам (32 % тех, кто совершает интернет-покупки, стали чаще покупать онлайн во время самоизоляции). Смешение этих факторов привело к тому, что новой нормой является не потребление офлайн, а именно электронная коммерция: 85 % россиян, пользующихся интернетом, заказывали товары или услуги через интернет, и эта цифра не так сильно меняется по различным сегментам и группам потребителей. Такой же новой нормой является и использование безналичных платежей: среди пользователей электронной коммерции 81 % использовали безналичную оплату.

Подобный переход к цифровому потреблению рождает новые потребительские привычки: люди получают информацию онлайн и могут делать более осознанный выбор. При этом многообразие этого выбора открывает больше возможностей, а конкуренция зачастую заставляет продавцов снижать цены. Несмотря на то что пандемия не утихает, а заболеваемость новой коронавирусной инфекцией в начале осени снова перешла к росту во многих странах мира, важно понимать, какие из подобных привычек — ответ на временные ограничения, а какие имеют шансы остаться устойчивыми и после снятия ограничений. Во время пандемии финансовый центр СКОЛКОВО-РЭШ провел исследование поведения более чем тысячи российских потребителей электронной коммерции и по его результатам выделил шесть основных трендов в поведении потребителей, которые либо закрепились в связи с пандемией коронавируса, либо появились на фоне неожиданных изменений в жизни россиян.

  • Тренд № 1: переход от свободного потребления к бережливости — снижение доходов и сбережений.
  • Тренд № 2: акции и бонусы продолжают играть важную роль.
  • Тренд № 3: фокус на необходимом и осознанном потреблении.
  • Тренд № 4: жизнь в онлайне — от покупок до мероприятий.
  • Тренд № 5: онлайн дешевле, чем офлайн — и в восприятии, и по факту.
  • Тренд № 6: поддержка статус-кво и нежелание изменений.

Тренды, перечисленные выше, открывают ряд важных результатов, которые могут быть использованы для того, чтобы улучшить существующие предложения, а также учтены при создании новых предложений.

Во-первых, с точки зрения бизнес-моделей и стратегий монетизации открываются возможности для внедрения сервисов с подписками и особенно freemium-версией услуг. Одним из самых ярких и недавних примеров, кто уже использует подобный подход, является Сбер Прайм, который дает доступ к экосистеме Сбера, предоставляя первый месяц использования услуг бесплатно. Пробные периоды особенно актуальны на фоне трендов на осознанное поведение и экономию, когда потребители избирательно подходят к выбору товаров и услуг, а также важности акций и скидок. Freemium открывает возможность повысить уровень любви клиентов к бренду и предоставляемым товарам/услугам.

Во-вторых, с точки зрения маркетинговых подходов, для потребителей в России онлайн-торговля постепенно стала новой нормой, где цены должны быть ниже, выбор больше, а купить можно практически все, тогда как от получения услуг офлайн ожидается чего-то большего. Учитывая некоторые опасения ряда клиентов относительно безопасности офлайн-торговли на текущий момент и позитивный опыт интернет-покупок, полученный за время пандемии и до нее, это означает, что компаниям, так или иначе связанным с офлайн-коммерцией, стоит сосредоточиться на предоставлении какого-то уникального опыта клиенту, ради которого он(а) захочет выйти из дома.

Полную версию материала читайте на сайте СМИ.

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.