10 августа 2023
Статья

Законодательство Китая: юридические «подводные камни», о которых нужно знать

В очередном выпуске спецпроекта Школы управления СКОЛКОВО «На новом месте. Как российскому бизнесу осваивать перспективные рынки» Наталья Шупейко, юрист-востоковед, директор юридической компании «Юристы в Китае» и магистр права Fudan University, рассказала о том, как работает авторское право в Китае, как правильно зарегистрировать товарный знак и что важно знать о патентах.
Законодательство Китая: юридические «подводные камни», о которых нужно знать

Юридические сложности, которые можно предотвратить

В том, что касается построения бизнеса с китайскими партнерами, то предприниматели, как правило, в первую очередь рассматривают вопросы логистики, маркетинга, поиска партнеров, и юридические вопросы затрагивают в последнюю очередь. Однако проще изначально обратиться за консультациями к юристам, чем когда могут возникнуть какие-то проблемы из-за недоговоренностей.

Что касается разрешения коммерческих споров, то здесь проблемы возникают в основном из-за дистанционного заключения договоров. То есть нет какого-то личного контакта с китайским партнером. И самое страшное, что может произойти, - китайский партнер просто исчез и не отвечает. И неизвестно, кого искать. Другая ситуация касается другого этапа – получен не тот товар, который заказывали, или не окончательно согласовали спецификации, или пришел брак. Все эти вопросы необходимо решать в досудебном или судебном порядке.

Еще один момент, из-за чего возникают сложности юридического характера, когда правильно заключен договор, но возник спор, и необходимо его разрешать через суд. И из-за того, что в самом договоре прописан неудобный порядок разрешения споров, то его разрешение в судебном порядке либо стоит очень дорого, либо просто нецелесообразно. Поэтому, чтобы не возникало таких проблем, необходимо подготовиться заранее и обратиться за консультацией к юристу, чтобы проверить уже составленный договор.

Надо отметить, что китайская сторона довольно часто идет навстречу, чтобы выбрать более удобный суд для российской стороны. Поэтому юристы-международники рекомендуют российским предпринимателям выбирать место разрешения споров на территории Китая, где зарегистрирован китайский предполагаемый ответчик. Хотя лучше всего обращаться в Международный арбитраж или, в крайнем случае, в Китайский народный суд.

Китайская сторона идет на то, чтобы рассматривать спор на своей территории, потому что это понятнее, проще и дешевле, чем судиться в России. Но, как правило, если предприниматель не обращается к юристам, которые работают именно с Китаем, российские юристы предпочитают включать в контракты условия, чтобы спор рассматривался на территории России. Но далее встает вопрос о том, что делать с решением. Его необходимо его признать на территории Китая, привести в исполнение, и здесь возникают сложности. Если посмотреть на статистику, то число признанных решений российских судов в Китае минимально.

Как найти верного контрагента

Это комплексный вопрос. Если мы выбираем поставщика какой-то продукции, если размещаем заказы на производство продукции по каким-то своим индивидуальным параметрам, то нам необходимо убедиться, что у контрагента есть достаточные производственные мощности и достаточно квалификации, чтобы изготовить какой-то технологически сложный продукт. Таким образом, нужно проверить абсолютно все производственные возможности.

Далее необходимо проверить финансовую благонадежность поставщика. Когда мы говорим о поставщике, это не какой-то конкретный человек, с которым мы познакомились на выставке, это контактное лицо, оно может быть наемным работником, каким-то менеджером по продажам, с которым удалось согласовать удачную сделку. Но затем предстоит иметь дело с конкретным юридическим лицом. И важно понимать, что это за компания, какие у нее есть активы. В первую очередь необходимо убедиться, что у нее есть соответствующие разрешение на ведение тех или иных видов деятельности. Во-вторых, нужно проверить финансовую благонадежность. Общие рекомендации – это проверка уставного капитала, когда именно компания зарегистрирована, можно проверить судебную историю, как часто компания привлекалась к суду за нарушение договорных обязательств и пр.

Есть определенный алгоритм предварительной работы до того, как отправить деньги какому-то поставщику в первый раз. Необходимо запросить учредительные документы. При заключении внутрироссийских договоров запрашивают свидетельство о регистрации, устав, и так далее. Точно так же можно запросить учредительные документы у китайской компании, где посмотреть основную информацию.

Тонкость заключается в том, что все документы на китайском языке. Поэтому необходимо привлекать либо переводчика, либо специалиста с профильным образованием, а лучше всего, конечно, специалиста по китайскому праву.

Кроме того, в Китае есть различные базы юридических лиц, где можно проверить регистрационную информацию по компаниям, судебную историю. И здесь тоже понадобятся переводчики с юридическим базисом, поскольку мало получить выписку о компании, необходимо еще правильно интерпретировать данные, чтобы оценить риски заключения договоров.

Особенности работы с банками

С китайской стороны тоже сталкиваются со сложностями. Китайские банки очень настороженно относятся к платежам, поступающим от российских компаний. И здесь ситуация в корне отличается в одном и том же банке, но в разных регионах, в разных провинциях, платеж может обрабатываться от трех дней до двух недель. Просто из-за того, что он из России, проверяют, что это за контрагент, какой предмет, предмет платежа, назначение платежа, требует получателя платежа прийти в банк, написать какое-то объяснительное, как это, объяснительное письмо, что это за деньги, что это за контрагент, какая история взаимодействия. Наибольшие вопросы возникают, если это первый платеж с этим контрагентом из России.

Нет какого-то волшебного механизма, который помог бы избежать подобных проблем. Но есть понимание, в каких китайских банках проверки платежей со стороны России более строгие, а в каких – более лояльные. То есть альтернатива есть, но важно о них знать.

При этом торговля не останавливается. Даже те банки, которые попали под санкции, они все равно находят инструменты и способы, как совершать платежи в Китай, появляются новые банки-корреспонденты, через которые совершаются платежи в юанях в Китае.

Еще момент, который нужно учитывать, - большинство финансовых операций производится в юанях. Что касается открытия счетов, здесь нужно разграничить, открывается ли он для физлица или для юрлица. Если второй вариант, то, как правило, счета открываются для дочерних компаний, которые российские компании регистрируют на территории Китая. И при открытии счета, если у этой дочерней компании учредитель – физическое лицо, россиянин, то счета открываются. Если же учредителем выступает юридическое лицо, то здесь уже открытие счета затруднительно. Потому что китайские банки должны проверить, входит ли российский бенефициар в санкционный список Министерства финансов США или Евросоюза. И даже если есть аффилированность с лицами из санкционного списка, то счета не открывают. На проверку аффилированности юридических лиц уходит довольно много ресурсов.

Защита интеллектуальной собственности

Китайцы, как уже не раз было сказано, у нас в выпусках, просто мастера копирования. И для того, чтобы бизнес мог защитить свои товарные знаки, результаты своей интеллектуальной деятельности, свои патенты, необходимо предпринять меры.

В 2001 году Китай вступил в ВТО, то есть обязался соблюдать соответствующие международные договоры и конвенции по защите авторских прав и объектов интеллектуальной собственности. После вступления в организацию в Китае стали развивать законодательство, расширялась правоприменительная практика по преследованию нарушений в области защиты интеллектуальной собственности.

Важно понимать, когда экспортер выходит на китайский рынок, или даже импортер размещает производство какой-то брендированной продукции, необходимо зарегистрировать свой товарный знак в Китае. Потому что защита товарного знака имеет территориальную принадлежность. Это можно сделать, подав заявку в России через Роспатент.

Помимо ВТО, и Китай, и Россия являются участниками Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков. И единую заявку на регистрацию товарного знака в нескольких странах можно по Мадридской системе. При подаче заявки, соответственно, необходимо обязательно указать, на какие страны будет распространяться охрана знака, от этого зависит размер госпошлины. И через ВТО эта заявка распределяется по национальным ведомствам по защите интеллектуальной собственности.

Но дело в том, что вот этот документооборот с движением заявки немного сложнее отследить, чем при регистрации товарного знака в Китае напрямую. Потому что иностранцы могут подавать заявление только через местных китайских поверенных, которые отслеживают весь процесс, и все происходит более оперативно.

Когда мы говорим про креативные индустрии, здесь остро стоит вопрос о защите авторских прав. И как раз авторские права, в отличие от товарного знака, не нуждаются в обязательной регистрации. По законодательству, как и китайскому, так и российскому, и вообще в целом международному, автор защищен. Однако, когда возникает спор об авторском праве при нарушения со стороны третьих лиц, необходимо, естественно, иметь возможность доказать свое авторство, предоставить соответствующие доказательства.

Россия и Китай являются участниками основных конвенций в сфере защиты авторских прав. Они предусматривают, что если произведение российского автора впервые было опубликовано не в Китае, а на территории России, это авторские права на это произведение подлежат охране и в Китае. В Китае предусмотрена такая возможность, как добровольная регистрация авторских прав. Есть такая организация, как Центр защиты авторских прав, где можно предоставить копию произведения, то есть своего рода депонирование осуществить, получить сертификат на авторство. Именно сам автор может получить свидетельство, и это упрощает доказательную процедуру при определении авторских прав.

Если возникает спор, его можно решать двумя основными путями. Административный способ направлен на прекращение нарушения. Можно пожаловаться в компетентные органы, которые привлекут к ответственности, допустим, компанию или лицо вплоть до отзыва лицензии. Но если правообладатель захочет получить компенсацию материального ущерба, то ему необходимо обращаться уже в суде. В Китае действует система судов по интеллектуальным правам. И в суде необходимо предоставлять доказательства авторства. Если все доказательства на территории России, то необходимо соответствующим образом их оформлять, делать консульскую легализацию документов, что очень часто занимает много времени. А если подтверждение будет получено на территории Китая, то это намного упрощает саму процедуру.

Что касается товара, который российские экспортеры поставляют на территорию Китая, то часто мы говорим о регистрации дизайна упаковки. Если российский производитель участвовал в Китае в какой-то выставке с каким-то очень ярким товаром, и китайские недобросовестные конкуренты решили, что он будет очень хорошо продаваться, то могут скопировать внешний вид. Поэтому юристы и предлагают регистрировать дизайн упаковки.

Также необходимо помнить, что цензура в Китае есть, и она очень строгая. На предмет возможных нарушений проверяется не только продукт креативной индустрии, например, фильмы, аудиовизуальные произведения, но и сами и российские исполнители, которые приезжают в Китай и организовывают там свои концерты. Даже содержание номеров должно переводиться на китайский язык и предоставляться в Министерство культуры для цензуры. Можно в очередной раз отметить, что Китай –непростой регион. И, когда иностранные производители выходят со своим продуктом, будь то какая-то материальная продукция, либо это креативный продукт, необходимо обязательно знать и законы, и понимать менталитет, это все взаимосвязано.

***

Статью подготовила Ирина Кедровская

Смотрите полную запись эфира:

***

Следующий эфир состоится 16 августа в 13.00, и мы приглашаем вас начать знакомство с Индией. Зарегистрироваться можно по ссылке. Эксперты обсудят межкультурную коммуникацию и особенности мышления.

Все материалы спецпроекта о новых рынках


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie