17 декабря 2020
Статья

Зачем устойчивое развитие вашей компании?

Василий Фокин, руководитель направления устойчивого развития Danone в России и СНГ, в рамках проекта SKOLKOVO Alumni Voice рассказал о том, как последовательно создать стратегию устойчивого развития в любой компании и зачем это нужно.
Зачем устойчивое развитие вашей компании?
Источник: Andy Holmes on Unsplash

Устойчивое развитие (sustainability) ― это обеспечение потребностей настоящего времени, которое не ставит под угрозу благополучие будущих поколений. Иными словами, мы не должны брать в долг у своих детей. В 2015 году страны-члены ООН разработали план действий в интересах людей, бизнеса и планеты. Он включил в себя семнадцать целей устойчивого развития (ЦУР), которые затрагивают все сферы нашей повседневной жизни и деловой активности, а для их реализации необходима активная совместная работа бизнеса, правительств, некоммерческих организаций и гражданского общества. 

Устойчивое развитие в вашей компании. Инструкция

Представим себе, что вдохновившись идеями ответственного отношения к планете, вы решили усилить социально-экологическую составляющую в вашем бизнесе. С чего начать? Сфера sustainability многогранна — и абсолютно любой бизнес может внести свой посильный вклад. Важно также упомянуть самую частую ошибку: устойчивое развитие может восприниматься как что-то из области общегуманитарных ценностей и благотворительности. Это может привести к тому, что стратегия будет оторванной от жизни и вызовет неприятие в компании. Так что крайне важно формировать ее в тесной связке с существующими процессами, помня, что sustainability несет ощутимую выгоду для бизнеса.

Процесс создания стратегии устойчивого развития схож как для корпораций, так и для частного бизнеса. Упрощенно его можно описать следующими шагами.

  1. Анализ текущего состояния компании
  2. Проведение опроса сотрудников, партнеров и клиентов
  3. Интервью с ключевыми держателями процессов
  4. Анализ существующих политик, регламентов и процессов
  5. Формирование «карты зрелости» компании
  6. Определение и проработка возможных целей
  7. Подготовка метрик и KPI
  8. Разработка дорожной карты
  9. Проработка конкретных бизнес-процессов
  10. Контроль реализации и корректировка

На первом этапе посмотрите на свою компанию, используя helicopter view: какие ценности и задачи ЦУР ближе всего вашему бизнесу; насколько в коллективе распространены идеи социально-экологической ответственности; есть ли неформальные лидеры-активисты, продвигающие принципы разумного потребления, волонтерства; насколько экологичны цепочки поставок и бизнес-процессы на производстве? На амбассадоров можно будет опереться чуть позднее — при формировании и реализации стратегии. По итогам данного шага можно сформировать черновик направлений sustainability, наиболее актуальных для вашей компании.

Следующим шагом идет составление опросника для детальной оценки положения дел. При его составлении рекомендуется привлечь экспертов, но можно использовать активистов внутри компании: они ознакомятся со схожими кейсами и помогут сделать результаты опроса максимально прикладными. Также можно провести очные аудиты производственных площадок, организовав интервью с ключевыми держателями процессов: это поможет найти основные социально-экологические бреши. Важно не забыть про анализ существующих политик: это пригодится позднее, чтобы стратегия не противоречила существующим регламентам, став пятым колесом в телеге. Все эти шаги звучат просто, но на практике занимают недели и месяцы, особенно если делать все собственными силами, без привлеченного консультанта.

Полученные данные ложатся в основу так называемой карты зрелости ― матрицы развития разных процессов в компании с точки зрения устойчивого развития. На ее основе можно финализировать разработку основных задач в области социально-экологической ответственности для бизнеса и приступить к подготовке конкретных метрик и KPI. Это следующий трудоемкий этап, отнимающий достаточно много времени и ресурсов. Нельзя управлять тем, что невозможно измерить. Несмотря на кажущуюся сложность, абсолютно любому процессу в рамках ЦУР можно подобрать осязаемые KPI.

Финальным шагом станет составление дорожной карты на основании выбранных задач и целей. Подходов тут много, я предпочитаю использовать RACI-матрицу: выделение для каждого проекта ответственных или исполнителей (Responsible), отвечающих за результат (Accountable), оказывающих экспертную поддержку (Consult) и тех, кого необходимо проинформировать о происходящем (Informed). Это позволяет сделать стратегию кросс-функциональной и вовлечь максимальное количество подразделений, подчеркнув важность задач и интегрировав их в бизнес-процессы. Итоговый вариант согласуется со всеми ответственными лицами, а его реализация контролируется и корректируется на промежуточных этапах.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie