29 августа 2019
Статья

«Внешкольной деятельностью должны руководить профессионалы, иначе это будет только имитацией деятельности»

Минпросвещения разрабатывает целевую модель развития региональной системы дополнительного образования. Сможет ли оно стать драйвером обновления системы школьного обучения в целом? О том, что для этого нужно размышляет директор Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО Ольга Назайкинская.
«Внешкольной деятельностью должны руководить профессионалы, иначе это будет только имитацией деятельности»
Источник: Unsplash

«В России предпринимаются беспрецедентные меры по развитию системы внеурочных занятий, создаются сразу несколько вертикалей дополнительного образования, нацеленных на развитие у школьников инженерных навыков, профориентацию в высокотехнологичных отраслях, раскрытие потенциала одаренных детей. Прежде всего речь, конечно, о «Кванториумах, которые с 2018 года открываются во всех уголках страны. Их «фишкой» является очень хорошая лабораторно-техническая база, которая позволяет школьникам получать те практические знания, которые не может обеспечить обычная школа. Кроме того, в работу с подростками начали включаться университеты, открывая различные кружки с вузовскими преподавателями и даже «детские университеты» (как, например, ДГТУ в Ростове-на-Дону). Параллельно с ними работают муниципальные центры технического творчества, готовится повсеместное открытие центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (в рамках нацпроекта «Образование»). Созданное недавно Кружковое движение Национальной технологической инициативы обещает запустить целый ряд собственных программ и особую олимпиаду для юных «технарей» и айтишников. Существует масса других проектов, включая федеральную программу «Билет в будущее», посвященную ранней профессиональной ориентации учеников 6-11 классов.

В ситуации, когда в развитие дополнительного образования вкладываются значительные ресурсы необходимо особое внимание обратить на подготовку педагогов. Занятия с использованием технической базы высокого уровня должны вести профессионалы, иначе все сведется к имитации учебного процесса!

Дополнительное образование вносит разнообразие в процесс обучения, дает ребенку углубленные знания и более сложные навыки в рамках определенного направления. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что внешкольные занятия дают множество преимуществ в социальной и академической сферах жизни учащихся. Такие программы помогают наладить контакты со сверстниками, расширяют кругозор, повышают самооценку и успеваемость в школе. Содержание дополнительных занятий, а также методики преподавания и подготовка педагогов требуют особого внимания.

В большинстве свежеиспеченных образовательных объединений, исключая вузовские «детские университеты», преподают учителя из обычных муниципальных школ и лицеев. Центры дополнительного образования помимо заработка могут дать им возможность пройти соответствующее обучение, пересмотреть подходы к работе с детьми и выйти на новый профессиональный уровень. Обновленные навыки и качественно иной опыт построения учебного процесса они принесут в обычную школу. Таким образом, закономерное стремление государства обеспечить кадровый потенциал и упрочить положение на высокотехнологичных рынках может быть конвертировано в существенное улучшение качества преподавания в средней школе. Если мы заранее обратим на этот процесс внимание и поможем такой трансформации учителей состояться».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie