06 июля 2022
Статья

Важные ответы на правильные вопросы: профессор СКОЛКОВО об управлении проектами

Что такое «менеджмент проектной деятельности» и как к нему подступиться? На самые важные вопросы отвечает Павел Алферов, профессор бизнес-практики, преподаватель программы «Управление проектами: как правильно делать правильные вещи» СКОЛКОВО.
Важные ответы на правильные вопросы: профессор СКОЛКОВО об управлении проектами

Какие этапы управления проектами существуют?

В жизненном цикле проекта выделяют пять этапов управления проектом: инициация, планирование, выполнение, мониторинг и завершение.

Важно, что «планирование-выполнение-контроль» — это не единовременные действия, а постоянно повторяемые.

Именно поэтому не стоит называть называть этап реализации проекта «Планирование». Это подразумевает, что один раз спланировали, и все хорошо.

Здесь действует логика другая — мы планируем, реализуем наш план, смотрим, что получилось, перепланируем и идем по новой.

Каковы отличия проектного менеджмента от традиционных подходов?

Зависит от того, что считать традиционными подходами, но в целом проектное управление характеризуется тем, что проект — это форма командной работы для создания сложного уникального продукта в условиях ограничений (по времени, ресурсам и проч.)

Что можно выделить как важные признаки проектного подхода:

  • На каждом проекте складывается своя оргструктура, свои роли. То есть для каждого нового проекта заново осуществляется распределение функций, полномочий и ответственности. И, например, директор департамента в одном проекте может быть куратором, в другом — руководителем проекта, а в третьем — членом рабочей группы.
  • Проработка и реализация проекта ведется поэтапно. В этом, например, существенное отличие от процессного подхода — там все «правила игры» фиксируются еще до запуска процесса.
  • Основной акцент делается на планирование. Строятся «модели будущего» по разным аспектам (сроки, затраты, и проч.).
  • Личная ответственность членов проектной команды закрепляется под определенные задачи и контрольные точки, разработанные в планах.
  • Проводится постоянный контроль хода реализации проекта.

Что должен знать и уметь project manager?

Есть целый ряд моделей компетенций, которые определяют, что должен знать и уметь руководитель проекта.

Есть и международные модели, и российские, в рамках импортозамещения можно рекомендовать модель ПМ Стандарт.

Еще как вариант — модель компетенций руководителя проекта, по которой проводится конкурс.

Топ-10 скиллов project manager’а

Списки будут различаться в зависимости от специфики и окружения проекта.

Хороший список дает модель компетенций конкурса.

На каких стадиях без менеджмента проектной деятельности не обойтись?

Проектное управление необходимо, когда вы сталкиваетесь с чем-то, что не может быть решено стандартными управленческими подходами.

Три критерия, по которым обычно определяют деятельность, как требующую применения проектного подхода:

 Сложность. Мы делаем что-то сложное, требующее коллективной скоординированной работы группы людей

Уникальность. Мы делаем что-то что раньше не делали или не делали в таких условиях

Ограничения. Мы действуем в условиях выставленных ограничений и требований. Их может быть много, например, на Олимпиаде в Сочи после подсчета получилось около 3 тысяч требований. Но одно есть всегда — ограничение по срокам. Если нам не нужно сделать что-то в условиях ограничений, то и проектное управление нам не нужно

Конечно, в этих критериях есть существенная доля субъективности — то, что для одной команды сложно и уникально, для другой — типовая работа.

 Например, для команды, которая уже организовала 15 конференций, провести 16-ю — просто и тривиально. Для тех, кто делает это в первый раз, — сложно и уникально.

Поэтому в организациях обычно прописывают некоторую границу, выше которой необходимо внедрять проектное управление.

 Пример для небольшой организации

Какая модель системы менеджмента больше всего импонирует и почему?

Если вопрос про системы управления проектами или, иными словами, методологии управления проектами, то из иностранных можно рекомендовать PRINCE2.

Из российских — Трехуровневая Российская Система управления проектами (РИМ-III).

Как грамотно организовать работу команды на проекте?

Кратко ответить на этот вопрос не просто. В мире существуют сотни моделей командной работы.

Грамотно оформленная подборка на английском есть здесь и на русском — здесь.

Импонирует модель, выработанная компанией Google в рамках проекта Аристотель. Они искали ответ на вопрос: «Что делает команду эффективной в Google?». Исследование длилось более двух лет, проанализировали более 180 команд, провели более 250 интервью.

Результаты отлично показаны на иллюстрации — сделайте так же, и будет эффективная команда:

Как минимизировать риски при планировании?

Можно выделить следующие типовые проблемы:

  • Пробелы в содержании проекта. Пропущенные требования, внезапно выявленные на поздних этапах. проекта.
  • Ошибки в оценке длительности работ. Неэффективные процессы анализа, оценки и прогноза сроков.
  • Ошибки в оценке сложности работ. Слишком оптимистичные оценки сложности работ. Работы, оцениваемые как простые, в реальности гораздо сложнее.
  • Ошибки в оценке необходимых ресурсов. Слишком оптимистичная оценка.

Список можно продолжать, поскольку планов по разным аспектам проекта может быть много.

При этом лечение для всех этих рисков примерно одинаковое:

  • пилотирование (создание минимально жизнеспособной версии продукта) как можно раньше по ходу проекта
  • включение в план работ исследовательских задач, связанных с уточнением оценок
  • работа итерациями – развитие пилота и получение «по кусочкам» все более и более функционального решения 
  • привлечение экспертов, хорошо знакомых с тематикой
  • ознакомление с опытом других аналогичных проектов («бизнес-туризм»)

Что делать, если заказчик неожиданно изменил вводные? Стоит ли пытаться защитить почти готовый проект?

Ответ зависит от того, в какой парадигме вы работаете.

Если вы работаете по Agile, то изменение требований, как нам говорит Agile-манифест, следует только приветствовать! Надо просто включить новые вводные от заказчика в бэклог и отработать по процессу.

Если вы работаете в парадигме классического проектного управления, то необходимо пройти по процедуре управления изменениями, то есть нужно пройти ряд шагов:

Необходимо проанализировать, как предлагаемое заказчиком изменение влияет на ограничения проекта (сроки, ресурсы, затраты, …). Например, новые вводные потребуют двух дополнительных недель работы и привлечения высокооплачиваемого специалиста.

Если новые вводные влияют на ограничения, то готовится запрос на изменение (ЗнИ). Он включает информацию: что меняется, какими были прежние значения параметров проекта, какими будут новые значения, и обоснование, почему изменение необходимо

ЗнИ согласуется и утверждается ключевыми участниками

И вот только тогда вводные от заказчика берутся в работу.

 Вот пример шаблона запроса на изменение:

Если же этих телодвижений не проводить, то можно прийти к одной из самых распространенных проблем проектов — «расползанию содержания проекта» (англ. scope creep).

Прямой путь к провалу…

 ***

 Если вы хотите научиться применять все инструменты менеджмента проектной деятельности, приходите на программу Школы управления СКОЛКОВО «Управление проектами: как правильно делать правильные вещи».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie