21 ноября 2022
Статья

Утилизационные амбиции требуют амуниции

Эксперты Центра устойчивого развития СКОЛКОВО Елена Дубовицкая и Надежда Кленина фиксируют текущее состояние системы управления отходами в России и решения, которые помогут сделать ее эффективнее и прозрачнее.
Утилизационные амбиции требуют амуниции

Цели и средства 

Одним из ключевых этапов решения проблемы управления отходами в России на национальном уровне было принятие в 2020-м национальных целей развития до 2030 года и плана создания «устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами» (ТКО), в которой сортируются все отходы, а объем их захоронения снижается вдвое. Такая цель выглядит очень амбициозной на фоне других стран—лидеров по обращению с отходами, особенно в условиях нехватки инфраструктуры, непросвещенности населения, отсутствия доступа к технологиям и необходимых стимулов для ее реализации. Если в России ставится цель вдвое сократить отправляемые на полигон отходы к 2030 году, то в странах ЕС, где практика давно и активно развивается, этот показатель составляет 60%, а, например, в Сингапуре — 30%. 

Цель же по переработке ТКО (1/3 до 2024 года в нацпроекте «Экология») кажется сопоставимой с другими странами. Схожий показатель в США составляет 50% к 2030 году, в Сингапуре — 70% к 2030-му. Тем не менее летом 2022 года Экспертный совет при правительстве предложил пересмотреть нацпроект и дополнить его целями по «раздельному сбору и материальной утилизации». С одной стороны, такие цели и рекомендации могут быть полезны для эффективного использования отходов, с другой же — могут оказаться недостаточными для повторного использования ресурсов и возвращения их в цикл. Для этого требуется не просто решать проблему с создаваемыми отходами, а работать с причинами их образования. Соответствующий комплексный подход должен включать в том числе переход к устойчивому производству, дизайну продукции и упаковки с акцентом на их долговечность и повторное использование, финансирование инноваций и инфраструктуры, другие аспекты. 

Механизмы и стимулы 

В России уже действуют штрафные меры, например за несанкционированный сброс отходов или обращение с ними без лицензии. Также запускается механизм расширенной ответственности производителя. Впрочем, этого, как и других мер, предложенных Экспертным советом, может оказаться недостаточно. Необходимо не вводить дополнительные санкции, а прежде всего определить правила игры для всех участников рынка обращения с отходами, выстроить инфраструктуру и уже на их основе создавать систему поощрений и наказаний — как в отношении бизнеса, так и физлиц. Все игроки рынка должны понять свою роль и актуальность проблемы, и, возможно, в таком случае при качественном налаживании системы не будет необходимости в штрафах.  

В то же время важно создавать и благоприятные условия для развития ответственных практик как у населения, так и в бизнесе, используя налоговые послабления, субсидии, инициируя отраслевые проекты. Примером такой инициативы служит пилотный проект стимулирования повторного использования вещей при помощи субсидий и снижения налогообложения в Австрии. В России тоже ожидаются налоговые послабления для бизнеса в области управления пищевыми отходами. Однако инструменты стимулирования рынка для достижения поставленных целей пока применяются недостаточно. 

Стоит отметить и необходимость цифровизации отрасли. Исследование Центра устойчивого развития СКОЛКОВО и «ТеДо», посвященное применению цифровых решений для ESG, показывает, что обращение с отходами входит в топ-5 направлений, где ощущается наибольший недостаток таких технологий.  
 
Читать подробнее в газете «Коммерсантъ» 

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie