11 августа 2021
Статья

Школа третьего тысячелетия: маршрутный план

Что значит быть образованным в XXI веке? Поколению будущего недостаточно много читать и применять формулы. Важно эффективно мыслить, активно действовать, выстраивать отношения, воплощать идеи в реальную жизнь, использовать современные технологии. И это всего лишь несколько умений из огромного списка. Для того чтобы помочь ученикам приобрести навыки будущего, школам необходимо пройти трансформацию.
Школа третьего тысячелетия: маршрутный план
Источник: Ivan Aleksic on Unsplash

Ольга Назайкинская, директор Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО, директор программы «Шаг развития школы», рассказывает, как стать стратегом и найти команду единомышленников.

Алексей Мисютин, кандидат социологических наук, учредитель российско-британской школы «Алгоритм», делится своим мнением об участии в образовательной программе. 

Объединяя интересы общества, бизнеса, экспертов и директоров школ

В течение десяти лет Центр трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО занимается процессами развития в сфере образования. Взаимодействие с университетами, колледжами, корпорациями, общественными организациями и регионами выявило важную потребность — синхронизацию в процессах развития, начиная со школы.

Ольга Назайкинская: «Какого бы проекта мы ни касались — развития корпорации, города или университета — в определенный момент встает вопрос о развитии школы. Важна синхронизация в процессах, поэтому мы запустили программу „Шаг развития школы“. Она помогает сформировать сообщество стратегов и трансформаторов в сфере школьного образования. Почему мы говорим про стратегию? Мы считаем, что у каждой школы должно быть свое видение, „лицо“, своя идентичность и определенное целеполагание: с какими детьми работает, как и с какими целями обучает. Чтобы каждая семья и каждый ребенок смогли найти свою школу, неважно, частная ли она или государственная».

Не аттестат, а портфель личных достижений

Российско-британская школа «Алгоритм» работает с 1995 года. Это негосударственное образовательное учреждение, где в течение нескольких лет главным критерием качественного образования является не только аттестат или результаты ЕГЭ. Важен портфель личных достижений учеников. 

По мнению учредителя школы и участника образовательной программы Алексея Мисютина, существующая система образования уже не отвечает потребностям современного мира. Для того чтобы думать о развитии школы в горизонте 5—10 лет, нужен режим полного погружения и критически важно понимание: кого, как и зачем ты будешь учить. Именно поэтому Алексей выбрал «Шаг развития школы». 

«На программе была сформирована стратегия развития школы „Алгоритм“ в ближайшей перспективе, отвечающая запросам наших учеников, их родителей и всей нашей команды. Фокус направлен на формирование ядерных навыков учащихся, 4К и управленческих компетенций. На опыт работы в реальных проектах в коллаборации с компаниями и организациями различных сфер деятельности, на развитие технологического предпринимательства. Активное участие школьников в построении собственного образовательного маршрута — это еще одно ключевое направление. Стратегия подразумевает сотрудничество нашей команды педагогов с другими образовательными кластерами. Что важно, трансформация школы проходит с сохранением уже имеющегося опыта использования гибридных технологий. Мы поставили перед собой амбициозную задачу, чтобы каждый выпускник нашей школы обладал портфелем личных достижений, всеми необходимыми навыками для самореализации в любой сфере деятельности, где требуется активный предпринимательский дух», — рассказал Алексей Мисютин.

Кто такой стратег в сфере школьного образования и как им стать

Алексей Мисютин считает, что руководитель-стратег — это создатель и хранитель маршрута развития школы. Ольга Назайкинская подчеркивает, что это лидер, меняющий на качественном и организационном уровне свою школу или школьное образование в целом. И организаторы, и участники программы сходятся во мнении, что стратегу важно не только учить, но и учиться.

«Как ни странно и не противоречиво в сфере образования многим профессионалам иногда сложно признаться, что им требуется обучение, что они чего-то не знают или не обладают каким-либо инструментарием. Внутреннее формулирование запроса и признание того, что ты готов открыться и занять позицию ученика, это, наверное, самое сложное, чтобы принять решение и поступить учиться», — говорит директор программы.

Совет сомневающимся:

Во-первых, можно просто поговорить с директором или экспертами программы. Задать вопросы, снять страхи и развеять сомнения. Организаторы готовы предложить варианты решений. Во-вторых, посмотреть результаты уже прошедших программ, посмотреть записи экспертных дискуссий, интервью с выпускниками. Прояснить для себя все нюансы участия и принять решение.

Программа «Шаг развития школы» учитывает индивидуальные особенности каждого профессионала, желающего продолжить обучение, обеспечивает максимально эффективный и понятный путь решения конкретных проблем и потребностей участника программы.

Каждому по силам

Образовательная программа включает в себя спортивный трек. Он дает каждому участнику шанс преодолеть себя и сделать шаг не только в профессиональном, но и в личностном развитии.

«Мы даем участникам возможность сформировать привычку заниматься физической культурой. Кроме этого, все участники не просто тренируются, а постоянно готовятся к достижению цели: например, к полумарафону или соревнованиям по триатлону. Подготовка — это четкий план: нужно отслеживать свои результаты, корректировать график. Это все позволяет участнику отнестись к себе как к проекту. Важно, что физическая активность выбирается каждому по силам. То есть, если участник не может бежать по каким-либо ограничениям, то он может быстро идти. Это не соревнования с кем-то, а соревнования с самим собой», — разъясняет Ольга Назайкинская.

5 характеристик современной команды трансформаторов образования

По мнению экспертов-создателей программы, есть пять ключевых характеристик, которые помогают команде достигать качественного результата. Все они включены в основу программы от бизнес-школы СКОЛКОВО:

  1. Общее видение цели. У команды должно быть сформировано и разделено между ее участниками общее видение того, куда они идут. Должен быть представлен очень ясный и понятный образ результата. 
  2. Разнородность. Представители команды должны иметь разный опыт, образование, разное видение решения задач. Если в команде собираются люди, которые думают одинаково, они рискуют сделать очень однобокий проект. Решения будут уязвимы и не смогут ответить на современные вызовы и запросы. 
  3. Согласованность на ценностном уровне, проверенная не заявлениями, а реальными действиями.  
  4. Проактивная рефлексия. Эта способность позволяет команде, вне зависимости от иерархических отношений, сесть, «снять погоны» и разобрать, что сделали, что получилось или не получилось, почему, как должны действовать в дальнейшем.
  5. Проектный характер. Участники ограничены целью, сроками и результатом. Как только сотрудничество вступает в бесконечный режим, то формируется коллектив, который будет работать в «пределах нормы». В таком случае создается не стратегический проект, а рутина. 

Сбывшиеся ожидания

«Шаг развития школы» в цифрах:

  • 20 % — предприниматели, люди, которые хотят открыть свою школу и запустить образовательный проект;
  • 40 % — частные школы;
  • 40 % — государственные школы или предуниверсарии.

В любом проекте важен результат, чтобы первоначальные ожидания от участия сбылись. 

Алексей Мисютин отмечает, что его личные ожидания сбылись на 110 %. Для него очень важно и то, что вместе с командой он смог достичь первых видимых результатов проекта: «Уже в середине программы мы начали реализацию проекта в школе. В моменте работает центр коллаборации, проектный офис, открыта новая креативная площадка, запущены элективы, направленные на отработку различных компетенций учеников. Вообще, это был очень интенсивный и полезный опыт с первой и до последней минуты. Насыщенность программы, ее практико-ориентированность, работа в проектных командах, элективные тематические курсы, разбор примеров из реальной жизни и постоянная работа над своим проектом — это отличный образец построения образовательной программы».

Ольга Назайкинская, рассказывая об итогах уже прошедших программ, подчеркивает, что все проекты отличаются друг от друга и значимы в целом для отечественной сферы образования. Так, в Тюменской области представители нескольких школ и департамента образования города совместно реализовали проект цифровой школы, которая интегрирует все силы каждого общеобразовательного учреждения города. Цель проекта — дать возможность ученикам выстраивать безбарьерную образовательную траекторию в пределах города.

Другой пример: проект трансформации элитной школы для детей состоятельных родителей в предпринимательскую частную школу. Переход от подготовки будущих «корпоративных топ-менеджеров» к формированию нового поколения самостоятельных бизнесменов. Трансформация проходила с включением родителей-предпринимателей, которые делились своим опытом и поддерживали школьников в стартапах. 

Еще один пример — проект школы, расположенной в сельскохозяйственном регионе. Учителя придумали организовать учебный процесс так, чтобы максимально включить ребят в развитие сельского хозяйства, разбивая устаревшие мифы. Учителя демонстрировали высокотехнологичность отрасли, включали в образовательный процесс профессионалов агробизнеса. Они делились опытом, убеждая ребят своим примером жить и работать в селе, заниматься развитием сельскохозяйственной отрасли.

Учеба окончена — начинается жизнь

Для Алексея Мисютина обучение стало еще одним очень важным шагом в развитии себя и своего проекта. Начавшаяся трансформация школы «Алгоритм» принесла первые результаты. В школе стартовало отдельное направление по построению партнерских программ. 

«Нас поддержал экологический проект „Собиратор“, журнал Seasons, производитель ЗОЖ питания Makosh, музей современного искусства „Гараж“, Universal University, колледж IT Hub, Техноспарк, Академия Игоря Крутого и многие другие. Мы будем развивать партнерство с региональными школами, думаем над программами обмена, совместными выездными мероприятиями, проектами со школами в других странах. Впереди большая, но чрезвычайно интересная работа. И, самое главное, благодаря трансформации с сохранением традиций „Алгоритм“ всегда останется демократичной, вечно бурлящей, молодой, постоянно переизобретающей себя. Школой, где важен прогресс, где ценят инициативность, где воспитывают страсть к действию. Местом, которое создают прекрасные люди — наши учащиеся, преподаватели, родители, выпускники и партнеры», — объясняет учредитель российско-британской школы «Алгоритм».

Образовательная программа «Шаг развития школы» ждет новых учеников и «копит» выдающихся выпускников-стратегов.

Ольга Назайкинская: «Сейчас мы „копим“ наших выпускников, приглашаем их на „партнерский день“. В таком формате у нас проходит так называемая итоговая аттестация по программе, когда участники защищают свой проект. Финальный день всегда проходит очень позитивно, налаживаются профессиональные связи. Планируем, что в рамках четвертого запуска программы, мы будем собирать наших выпускников, чтобы формировать сообщество стратегов школьного образования».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie