20 октября 2023
Статья

Россия-Индия: точки роста в бизнес-сфере

В новом выпуске спецпроекта Школы управления СКОЛКОВО «На новом месте» эксперты раскрывали Индию с точки зрения перспективного сотрудничества. Результатами исследований и личным опытом поделилась Лидия Кулик, к.и.н., руководитель направления по исследованиям Индии, Институт исследований развивающихся рынков Школы управления СКОЛКОВО.
Россия-Индия: точки роста в бизнес-сфере

В последние годы было опубликовано несколько исследований по современной Индии, которые предлагают важный и необходимый анализ для тех российских предпринимателей, кто смотрят на возможности, открывающиеся в Индии. Так, есть исследование «Цифровизация Индии: от локального феномена к фактору глобального влияния». Почему важно было осветить этот аспект индийской трансформации? Индия – один из лидеров в процессе цифровизации и это один из тех факторов, которые сегодня Россию и Индию существенно сближают. Сейчас цифровизация опережающими темпами развивается в России, но мы не так хорошо знаем, что она не менее быстрыми и мощными темпами за последние несколько лет также получила старт и развивается в Индии, причем там у диджитал-направления есть свои особенности, например, открыта инфраструктура цифровых решений, например, существенная роль государства в развитии цифровизации. Значительную роль сыграла всеобщая биометрическая идентификация граждан.

В данный момент любой бизнес, который работает в Индии или приходит в Индию, обязательно сталкивается с этой новой цифровой реальностью в Индии. Экономика в стране при этом по-прежнему многоукладна, поэтому действительно на одной улице могут соседствовать и мгновенные платежи, по которым Индия сейчас лидер, и, например, гужевая повозка, обычный сельский транспорт. Это многих удивляет, но в этом особенность этой страны.

Следующее исследование, на котором хотелось бы сделать акцент, называется «Знакомьтесь: новый индийский потребитель». Оно исследование важно для тех, кто интересуется трансформирующимися предпочтениями индийских потребителей, для тех, кто ориентируется на сегмент b2c. Это исследование рассказывает о том, как меняются предпочтения индийских потребителей, о том, как правильно сегментировать индийский потребительский рынок. Одна из самых вообще больших сложностей – как найти своего клиента в Индии, потому что страна огромная, разнообразная как раз такие исследования помогают сориентироваться в этом океане.

Российские компании, которые ищут клиентов в Индии, должны понимать, и многие уже пришли к этому, что им нужно встроиться в их жизнь. Вот встроиться в жизнь индийского клиента – это одна из основных задач перед компаниями в секторе b2c. И вот «Знакомьтесь: индийский потребитель» как раз и рассказывает о том, как меняются городские, например, жители, как повышается платежеспособный спрос у сельских жителей. И плюс оно рассказывает о том, как урбанизация влияет на потребительские предпочтения и на растущий спрос в Индии.

Стоит сказать еще об одной тенденции – увеличение располагаемых доходов граждан. Сегодня компаниям намного проще просчитать те рынки, на которые они ориентируются, потому что средний класс в Индии – это 400 миллионов человек. То есть несмотря на все то разнообразие, языковое, культурное, этническое, – компания, которая смотрит на индийский рынок, так или иначе может найти для себя сегмент. И каждый такой сегмент в Индии очень глубок. Численность населения, таким образом, стала теперь осязаемым рынком для разных компаний, не только FMCG, но в целом для ориентированных на b2c.

Необходимо обращать внимание на потребности, связанные с теми задачами, с теми проблемами, которые стоят сегодня перед Индией. Одна из очень серьезных проблем, которые одновременно являются возможностью, – спрос на образование и спрос на повышение квалификации. Это очень престижно и очень важно для всех индийцев – получать образование. Другое дело, что не всегда есть возможности для повышения квалификации или получения образования, потому что спрос огромный. Образовательная инфраструктура не успевает за растущим населением, за этим огромным количеством молодежи, которой нужны рабочие места, нужна квалификация. Поэтому все, что касается образовательных услуг, – очень перспективный сегмент.

Плюс для российских компаний очень важно понимать стоящую перед Индией задачу создания рабочих мест в экономике, это может быть в любом секторе – b2c, b2b. В принципе, чистый экспорт – это сейчас актуально, но больше возможностей открывается при локализации бизнеса в Индии, при создании рабочих мест. Индийские регуляторы тоже этого требуют, то есть при создании рабочих мест предоставляется намного больше субсидий, помощи для тех компаний, которые готовы в Индии открывать производство. Ведь, по некоторым оценкам, до миллиона рабочих рук вбрасывается в экономику каждый месяц. Представляете, этим людям всем нужно дать работу? Цифровая экономика, в какой-то степени гиг-экономика, обеспечивает приток, но не целиком и полностью. Проблема создания рабочих мест для Индии очень актуальна.

Традиционно российско-индийское сотрудничество строилось на крупных государственных компаниях и предприятиях, потому что исторически Советский Союз помогал Индии в создании многих индустрий промышленности, в создании предприятий, в развитии научной базы. В Индии об этом хорошо помнят, и следствием этого наследия стало то, что крупнейшие игроки России в Индии – это, например, Росатом, Роснефть, крупные государственные компании. Однако, помимо таких крупных государственных компаний, последние годы стали успехом для средних и технологичных компаний. К таким компаниям относятся «Технониколь», «Световые технологии», «Синара», «Трансмашхолдинг». В сфере EdTech такие компании, как HRlink, Учи.ру, Skillbox, также становятся все более популярными, и с ними уже идет процесс обмена опытом.

При этом многие компании говорят, что не совершили бы многих ошибок, если бы изучали исследования. Например, сравнительный анализ «Климатическая политика: Индия, Китай и Казахстан». Почему это важно для российского бизнеса? Одна из сложностей, стоящих перед индийской экономикой, – это энергонезависимость экономики. Больше 80% энергоносителей в Индии импортируются. И одновременно то, по какому пути пойдет Индия в ближайшие годы, то, каким путем она будет поднимать из бедности огромную массу населения, повлияет на нас всех в мире, от этого будет зависеть климатическая ситуация, состояние окружающей среды.

Индийцы на себе ощущают все негативные последствия загрязнения окружающей среды. Мы ведь говорим не только про климат, мы говорим здесь и про воздух, и про реки, поэтому для них это действительно повестка очень близкая. Для российских компаний важно понимать, что и это путь к индийским клиентам. Они обязательно должны в своих технологиях и решениях учитывать потребности с точки зрения экологии. Климатическая повестка очень важна для индийцев в целом, что, в свою очередь, влияет на то, что все решения, которые мы предлагаем в Индии, должны быть энергоэффективные.

В целом стоит отметить доброжелательное отношение к российским компаниям. В целом доброжелательно. Есть некоторые ограничения у компаний, которые имеют сильные тесные связи с западными компаниями. Они сейчас просто спокойно выжидают и стоят несколько в стороне. НО в целом позитивная тенденция заключается в том, что индийский экспорт в Россию, который в одно время очень сильно просел, сейчас восстанавливается, и он уже в большей степени, чем раньше, представлен промышленной продукцией или продукцией обрабатывающих отраслей. Индия меняется, и она не только цифровая, но она еще и промышленная. Она ставит перед собой задачу создать рабочие места, в том числе и в промышленности, развиваются такие отрасли, как машиностроение, нефтепереработка, электроника. На мой взгляд, в России мы увидим и меняющийся характер индийского экспорта в нашу страну.

***

Статью подготовила Ирина Кедровская

Смотрите полную запись эфира:

***

Следующий эфир состоится 27 октября в 13.00, и мы приглашаем вас продолжить знакомство с Индией. Зарегистрироваться можно по ссылке.

Все материалы проекта

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie