26 февраля 2024
Статья

Практические советы по открытию бизнеса в Африке

На какие товары есть запрос в Африке? Что нужно учитывать, занимаясь экспортом в этот регион? В новом выпуске проекта «На новом месте» об этом рассказал Сергей Шевченко, эксперт по построению и развитию систем продаж, выходу на рынки Африки.
Практические советы по открытию бизнеса в Африке

Куда идти с бизнесом в Африке?

При построении бизнеса в Африке самое главное – не ждать чего-то конкретного. Если относиться к Африке так, как если бы вы собирались открыть филиал в Самаре или любом городе России, то этот подход не сработает. Прежде чем начинать, надо понимать, с чем вы намерены туда заходить, поскольку продукт потребления в Африке существенно отличается от того, что есть в России, Западной Европе, Китае, Индии. Там другие вкусы, свои национальные особенности, поэтому желание исследовать нечто новое не стоит подменять любопытством исследования рынка.

Для начала нужно понимать, куда именно вы собираетесь выходить с бизнесом. В Африке 54 страны, в каждой — свое законодательство, даже в разных регионах разных стран свое законодательство, свои налоги. Далее необходимо проверить, где есть объем потребления этого продукта, существует ли культура потребления этого продукта в конкретном регионе. Конечно, можно стать условным Петром I, привезти картошку, подождать каких-то 100-150 лет и захватить рынок. На это способно только государство в целом, это долгосрочное планирование.

В каком секторе наиболее активный товарооборот с Африкой?

Товарооборот с Африкой пока ничтожный. Пока алгоритм простой и понятный, и большинство предпринимателей пытается идти с бизнесом в те страны, в которых побывали сами. Но что нужно пояснить в первую очередь? На сегодняшний день есть существенные проблемы с логистикой. Любой товар, который может быть в России дешевле, начинает расти в цене за счет сложной логистики. Какое решение есть? Например, мы объединяемся с бизнесменами, которые везут что-то из Африки, то есть, условно, не приходится гонять корабль в одну сторону полным, в другую – пустым.

Второй момент состоит в том, что в Африке 1,5 млрд населения, в большинстве стран — нехватка продовольствия. Россия как продовольственная держава может заходить на континент с продуктами. Однако в разных странах разные потребности, эту сферу нужно изучить.

В данный момент наша компания готовит выход продукта российского производства, который создается только для Африки. И, даже зная территорию, мы делаем тестовые упаковки.

Третий момент — не нужно забирать у местных их работу, необходимо находить людей, которые там уже этим занимаются. Это не совсем похоже на Россию, когда в сети можно найти дистрибьютора в Томске, если в этом есть необходимость, и он наладит ваши связи в городе. В Африке в большинстве стран нет сетевого ритейла. Также нужно учитывать, что в 95% случаев дилер из одного племени не ездит в другое, поэтому нужно находить людей, которые работают с разными социальными группами – по национальному признаку, по религиозному. И это достаточно длительная работа.

Однако, если найти подход, то дальше процесс запускается, и оборот можно множить на большие цифры. Например, в Нигерии 240 млн населения, что почти в два раза больше, чем в России. И в Африке очень высокий уровень безработицы. Но если посмотреть срез по зарплате, то окажется, что в большинстве стран Африки зарплата в среднем выше, чем в России. Этому удивляются многие предприниматели, начинающие дело на континенте. Как же так? Работы нет, но за 25 копеек никто не хочет работать. Желающих работать за 20 тыс. рублей (в эквиваленте) очень сложно найти.

Что дешевле – экспортировать из России или открывать производства в Африке?

Африканский континент известен своей нестабильностью, поэтому там производственные мощности мало кто открывает. К русскому бизнесмену и вообще к русским в Африке особое отношение, можно смело говорить, что нас там любят, уважают и хотят видеть на рынке. Но прежде чем открывать производство, нужно четко понимать: во-первых, рынок сбыта на все 100%, а во-вторых, уровень передела, который вы собираетесь запускать. То есть надо определиться: здесь будет просто упаковка и приезжает только сырье или мы собираемся выпускать продукты — тогда необходимо нужные культуры сеять, собирать, складировать, перерабатывать и т.д. Нужно помимо всего изучить весь процесс создания предлагаемого продукта на месте.

Кроме того, нестабильность повышает риск, что ваше предприятие по какой-то причине пострадает. Поэтому абсолютное большинство бизнеса, естественно, привозит либо локализует производство где-то рядом, в каких-то более спокойных юрисдикциях. Так что на сегодняшний день тем, кто заходит на африканский рынок, лучше всего заходить уже с готовым продуктом.

Помимо всего прочего, производительность труда в Африке существенно ниже, чем в России, более сложный здесь и подбор персонала. Это обусловлено в первую очередь погодой. У людей нет желания куда-то торопиться не потому, что они такие ленивые, а потому что ни к чему. Также стоит учитывать, что у африканцев нет культуры накопительства, потому что незачем складировать, зима не настанет. Разные культуры приносят урожай в разное время года, всегда есть еда.

Главное, что важно понять про Африку: не надо пытаться сделать все немедленно сегодня. Нужно воспринять эту культуру, никуда не торопиться. Также нужно понять, что никогда не надо делать больше одного дела с одной группой людей. На разные типы задач должна быть своя, отдельная команда.

Правовые особенности ведения и открытия бизнеса в Африке

В большинстве стран 51% компании должен принадлежать местному человеку. Поэтому нужно проверить определенное количество кандидатов, узнать их историю. Наилучший вариант – те, что уже работали с каким-то иностранным бизнесом.

Но одно дело – владение долей, другое – процент распределения прибыли. А потому есть еще одна необходимость: нанять действительно очень сведущего и опытного юриста-международника, который правильно опишет права и распределение доходов. Также нужно правильно составить документы, касающиеся доступа к счетам, чтобы как минимум совладелец не имел единоличного доступа. Совладелец один, поэтому его нужно максимально проверить, чтобы было обоюдное доверие.

***

Статью подготовила Ирина Кедровская

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie