19 мая 2023
Статья

Практические инструменты для повышения эффективности бизнеса: рассказывает профессор СКОЛКОВО

Один из методов повышения операционной эффективности бизнеса – модель преобразований от Lean Institute Russia. Каких результатов можно достичь, используя эту модель, рассказывает Вячеслав Болтрукевич, профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО, преподаватель программы «Операционная эффективность».
Практические инструменты для повышения эффективности бизнеса: рассказывает профессор СКОЛКОВО

Операционная эффективность – это способность создавать больше ценности для заказчика меньшими ресурсами. Производственная компания «Технопарк Импульс» несколько лет назад оказалась в ситуации, когда невозможно было старыми способами удовлетворить растущий рыночный спрос и растущие требования к ассортименту и качеству.

Ко всем основным процессам на производстве была применена модель преобразования – повышение эффективности деятельности предприятия на основе ситуационного подхода, совершенствования процессов, развития способностей каждого сотрудника, ежедневного менеджмента и формирования базового мышления и ценностей, соответствующих стратегии компании.

В ходе преобразований была сформирована продуктовая структура производства, улучшено качество сквозного процесса – от приема заказа до отгрузки продукции на пилотном продукте, производстве гидромолота. Практика улучшения потока была распространена на другие продуктовые группы в компании. Кроме того, команда научилась применять методы и инструменты повышения эффективности на рабочих местах. 

Результаты преобразований

Если говорить о конкретных результатах, то, например, на продуктовом направлении «Гидромолот» в течение полутора лет применения модели преобразований выручка в месяц увеличилась с 20 до 56 млн руб, себестоимость гидромолота сократилась с 86 до 65 тыс руб, время производственного цикла вместо 33-44 дней стало занимать до 6 дней; а процент выполнения заказов в срок поднялся с 2 до 100%.

В целом за период 2017–2020 годов удалось значимо снизить запасы, сократить затраты на брак в 3 раза – с 18,3 до 6,1 миллиона рублей. Кроме того, были созданы малые мультифункциональные группы, единые системы отчетности по ключевым показателям. Развитие сотрудников проводилось через решение актуальных бизнес-задач и образовательные блоки.

Что представляет собой модель преобразований

Модель состоит из шести блоков: 

— ситуационный подход к целеполаганию,

— совершенствование процессов,

— развитие способностей и компетенций,

— ежедневный менеджмент,

— лидерское поведение,

— базовое мышление, ценности.

Согласно модели, изменения должны проводиться в нескольких направлениях в организации одновременно. Для более развернутой информации о модели трансформации рекомендуем книгу «Регулярный менеджмент» от Lean Institute Russia.

Ситуационный подход

Это циклический процесс: диагностика предприятия → постановка цели → устранение проблем, препятствующих достижению этой цели. Ключевые вопросы, на которые нужно ответить в начале преобразований:

— Почему и для чего мы проводим изменения?

— Какую проблему мы пытаемся решить?

Совершенствование процессов

Это непрерывные практические изменения способов работы. Ключевые вопросы здесь:

— Какие процессы мы будем улучшать?

— Как мы фактически улучшаем работу, при помощи каких методов?

Развитие способностей

Это последовательное совершенствование навыков всех людей, на всех уровнях организации. Ключевые вопросы:

— Каких сотрудников мы будем развивать в первую очередь?

— Какие компетенции мы будем развивать в организации и как?

Регулярный менеджмент и лидерское поведение

Ключевые вопросы здесь:

— Какая система управления необходима при данной трансформации?

— Как часто и надолго ли менеджеры выходят в гембу?

«Выйти в гембу» — прийти на фактическое место производства товара или услуги, отследить цепочку создания ценности продукта и выявить слабые места.

Базовое мышление, ценности

Ключевой вопрос — какие ценностные ориентиры и установки составляют существующую культуру и какие необходимы для проведения трансформации? 

Повышение эффективности - это во многом социальное изменение, а не технической. Именно поэтому ценности в организации и организационная культура имеют очень большое значение для успеха преобразований. 

Задачи повышения операционной эффективности тесно связаны с формированием среды сотрудничества, кооперации и доверия во взаимоотношениях внутри организации и с партнерами. 

Мощным инструментом формирования ценностых и культурных ориентиров является обучение и образование сотрудников.

***

Для тех, кто хочет получить больше практических инструментов для улучшения операционных процессов в компании, 14 июня в Школе управления СКОЛКОВО стартует программа «Операционная эффективность».


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie