Операционная эффективность – это способность создавать больше ценности для заказчика меньшими ресурсами. Производственная компания «Технопарк Импульс» несколько лет назад оказалась в ситуации, когда невозможно было старыми способами удовлетворить растущий рыночный спрос и растущие требования к ассортименту и качеству.
Ко всем основным процессам на производстве была применена модель преобразования – повышение эффективности деятельности предприятия на основе ситуационного подхода, совершенствования процессов, развития способностей каждого сотрудника, ежедневного менеджмента и формирования базового мышления и ценностей, соответствующих стратегии компании.
В ходе преобразований была сформирована продуктовая структура производства, улучшено качество сквозного процесса – от приема заказа до отгрузки продукции на пилотном продукте, производстве гидромолота. Практика улучшения потока была распространена на другие продуктовые группы в компании. Кроме того, команда научилась применять методы и инструменты повышения эффективности на рабочих местах.
Результаты преобразований
Если говорить о конкретных результатах, то, например, на продуктовом направлении «Гидромолот» в течение полутора лет применения модели преобразований выручка в месяц увеличилась с 20 до 56 млн руб, себестоимость гидромолота сократилась с 86 до 65 тыс руб, время производственного цикла вместо 33-44 дней стало занимать до 6 дней; а процент выполнения заказов в срок поднялся с 2 до 100%.
В целом за период 2017–2020 годов удалось значимо снизить запасы, сократить затраты на брак в 3 раза – с 18,3 до 6,1 миллиона рублей. Кроме того, были созданы малые мультифункциональные группы, единые системы отчетности по ключевым показателям. Развитие сотрудников проводилось через решение актуальных бизнес-задач и образовательные блоки.
Что представляет собой модель преобразований
Модель состоит из шести блоков:
— ситуационный подход к целеполаганию,
— совершенствование процессов,
— развитие способностей и компетенций,
— ежедневный менеджмент,
— лидерское поведение,
— базовое мышление, ценности.
Согласно модели, изменения должны проводиться в нескольких направлениях в организации одновременно. Для более развернутой информации о модели трансформации рекомендуем книгу «Регулярный менеджмент» от Lean Institute Russia.
Ситуационный подход
Это циклический процесс: диагностика предприятия → постановка цели → устранение проблем, препятствующих достижению этой цели. Ключевые вопросы, на которые нужно ответить в начале преобразований:
— Почему и для чего мы проводим изменения?
— Какую проблему мы пытаемся решить?
Совершенствование процессов
Это непрерывные практические изменения способов работы. Ключевые вопросы здесь:
— Какие процессы мы будем улучшать?
— Как мы фактически улучшаем работу, при помощи каких методов?
Развитие способностей
Это последовательное совершенствование навыков всех людей, на всех уровнях организации. Ключевые вопросы:
— Каких сотрудников мы будем развивать в первую очередь?
— Какие компетенции мы будем развивать в организации и как?
Регулярный менеджмент и лидерское поведение
Ключевые вопросы здесь:
— Какая система управления необходима при данной трансформации?
— Как часто и надолго ли менеджеры выходят в гембу?
«Выйти в гембу» — прийти на фактическое место производства товара или услуги, отследить цепочку создания ценности продукта и выявить слабые места.
Базовое мышление, ценности
Ключевой вопрос — какие ценностные ориентиры и установки составляют существующую культуру и какие необходимы для проведения трансформации?
Повышение эффективности - это во многом социальное изменение, а не технической. Именно поэтому ценности в организации и организационная культура имеют очень большое значение для успеха преобразований.
Задачи повышения операционной эффективности тесно связаны с формированием среды сотрудничества, кооперации и доверия во взаимоотношениях внутри организации и с партнерами.
Мощным инструментом формирования ценностых и культурных ориентиров является обучение и образование сотрудников.
***