13 января 2022
Статья

Почему без рефлексии не достичь прогресса в работе?

Бизнес-игра в условиях дефицита времени становится незаменимым инструментом для бизнеса: быстрое погружение в ситуацию позволяет эффективно найти решение. Однако наравне с результатом важно правильно отрефлексировать процесс. О том, что это и для чего нужно, рассказала методолог Вера Данилова на мастер-классе программы «Практикум по игротехнике LIVE».
Почему без рефлексии не достичь прогресса в работе?
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

Что такое рефлексия?

Простыми словами рефлексия — это взгляд на себя со стороны, осмысление своих эмоций, действий, опыта. В глобальном смысле не рефлексировать невозможно, потому что это процесс, в который мы погружаемся еще с раннего детства, и по мере взросления он усложняется. Рефлексия вплетена в обыденную жизнь: человек оборачивается и смотрит на свои поступки и идеи, делает выводы и внедряет их дальше в свою жизнь. Это происходит вполне естественно на уровне личности. На уровне рабочего процесса рефлексию нужно организовывать намеренно. Это важно делать тогда, когда происходит разрыв деятельности, то есть когда работа идет, а достичь результата не получается или получается, но не так, как нужно. 

Прежде чем выйти в рефлексивную позицию, нужно найти ответы на два основных вопроса:

  1. На что именно направлена рефлексия?
  2. Зачем она нужна?

При разрыве деятельности рефлексия направлена на действия коллектива или отдельного сотрудника. Не как обычно на то, что происходит в головах в момент работы, а именно на то, что было сделано. То есть человек как будто со стороны смотрит на самого себя, на свои действия, на средства, которыми он пользовался, на результат, который получился. 

Целью рефлексии в этом случае будет поиск и создание новых способов деятельности, которые позволяют преодолеть разрыв, или усовершенствование старых методов. Получается, что процесс осмысления проходит по такой схеме:

  • обнаружение разрыва деятельности;
  • анализ деятельности;
  • разработка новых способов действий;
  • придание эффективным свойствам нормативный характер.

Как рефлексировать? 

Рефлексировать можно самостоятельно, можно в коллективе. Тогда один человек может занять рефлексивную позицию над другим и предложить ему новый способ действий. Важно, что рефлексия должна быть направлена именно на способ деятельности, на недостатки способа, а не на минусы человека. Рефлексия в целом запрещает самокопание и самобичевание, поэтому для эффективности метода важно всегда возвращать фокус внимания на деятельность, если он вдруг смещается на личность.

Одна из самых простых техник организации рефлексии — это after action review. Она организуется четырьмя главными вопросами, на которые отвечает каждый участник группы:

  1. Что я собирался получить в результате своих действий?
  2. Что произошло в действительности? (Очень важно подробно и четко сформулировать ответы на эти два вопроса, чтобы признать, что действие было неэффективным)
  3. Почему реальный результат отличается от запланированного? 
  4. Чему я научился? (При анализе действий нужно выделить, что было сделано хорошо, а что не очень. Успешные шаги нужно закреплять)

Такая техника эффективна в своей самой простой вариации, когда мы имеем дело с какими-то повторяющимися действиями. То есть у нас была задача, мы ее сделали плохо, теперь мы все осмыслили, сделали выводы, и в следующий раз мы сможем выполнить такую задачу более эффективно.

Особенности рефлексии в игротехнике

С поиском стратегий через игру ситуация более сложная, хотя на начальном этапе ее вполне можно анализировать и через after action review. Но здесь уже нет аналогичных задач, и есть разрыв между игрой и действительностью, который бывает трудно уловить. Игра захватывает человека. Он стремится выиграть, не задумываясь о том, зачем ему это нужно. Он достигает игровых целей, но за пределами игры они бессмысленны. Да и в целом сама по себе такая игра не имеет толку, если полученный опыт не применяется в реальной жизни.

Вернуться из игры к реальности можно через следующие вопросы:

  1. Что, где, как я смогу использовать полученный опыт за пределами игры? 
  2. Что я понял о своей деятельности?
  3. Что я понял о себе?
  4. Чему я научился?

В игре человек должен понять что-то про жизнь. Не только увидеть аспект реальности, но и занять в ней некоторое место, понаблюдать за тем, что зависит от его действий. В игре человек берет на себя роль, но в жизни он должен занять позицию. Роль предопределена и находится в настоящем, а позиция сформирована на основе ценностей человека и направлена на будущее. Через рефлексивные вопросы происходит переход от игры к реальной жизни, от роли к позиции, и благодаря этому процессу человек получает возможность изменить в жизни что-то, опираясь на опыт игры.

«Надо рефлексировать, потому что жизнь так устроена, что возможностей быть активным и предприимчивым объективно не так уж много, и люди привыкают к выученной беспомощности. На играх появляется возможность стать активным и, с одной стороны, интегрировать это в свою идентичность: Я могу быть активным, Быть активным это прикольно. С другой стороны, нужно не просто активничать, но и быть эффективным: На что я могу повлиять, имея такие инструменты, а на что ими нельзя повлиять», рассказала Вера Данилова.

(0)

О программе

  • 2022
    31
    января
    09:00
    Образовательная программа, которая дает возможность эффективно и безопасно в ситуациях трансформации индустрии, выхода на новые географические и продуктовые рынки, смены бизнес-модели и масштабирования бизнеса попробовать разные сценарии будущего, оставаясь в настоящем.
    Практикум по игротехнике LIVE

    Образовательная программа, которая дает возможность эффективно и безопасно в ситуациях трансформации индустрии, выхода на новые географические и продуктовые рынки, смены бизнес-модели и масштабирования бизнеса попробовать разные сценарии будущего, оставаясь в настоящем.

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie