30 сентября 2021
Статья

Парадокс эффективности: при каких условиях команда покажет хороший результат

Какую работу команды можно считать эффективной: когда в приоритете качество или количество? Каким образом ее выстроить, чтобы избежать негативных поворотов событий — от выгорания сотрудников до исчезновения компании с рынка?
Парадокс эффективности: при каких условиях команда покажет хороший результат
Источник: Hannah Busing on Unsplash

О парадоксах эффективности поговорили профессор бизнес-практики, директор Центра развития здравоохранения СКОЛКОВО Марина Велданова и директор проектов, executive-коуч Центра executive-коучинга, развития и карьеры Елена Рососская в рамках сессии «Команда: парадоксы эффективности».

Парадоксы эффективной команды

Основной параметр определения эффективности работы команды — ее результативность: нужно работать много и хорошо. Это можно организовать, если учесть ряд факторов. Эксперты выделяют три главных парадокса, которые следует принимать во внимание при организации командной работы:

  1. Цель.
  2. Состав.
  3. Динамика развития команды.

Прежде чем собирать команду, необходимо понять, зачем она нужна. Может быть необходима именно команда, а может, рабочая группа, и это не одно и то же. В группе достаточно понимать, кто за что отвечает, в ней каждый делает свою работу. Группа прекрасно выберется из аврала, но сделать новый виток в развитии бизнеса вряд ли сможет.

Перед командой обычно стоит более объемная задача: например, преодолеть неопределенность, найти наилучший вариант решения проблемы, прийти к консенсусу. Для команды важен высокий уровень мотивации, самоотдачи, разнообразие идей, включение группового мышления.

Принципиально новые решения рождаются в коллективах, где общей целью и миссией объединены обладатели разных типов темперамента, приверженцы отличных друг от друга методов работы и взглядов. Оптимальное количество участников команды варьируется от 7 до 9, большее число людей связать сложнее.

Каждая команда, независимо от уровня профессионализма, проходит несколько этапов развития:

  1. Рабочая группа: выполняет задачи, но пока не видит цели.
  2. Псевдокоманда: видит цель, но пока не знает, какими путями ее достичь.
  3. Потенциальная команда: активно изучает пути достижения цели, учится работать в специфике поставленной задачи.
  4. Команда: демонстрирует результативность.

Затем бизнес масштабируется, появляется новая задача, новый сотрудник или новая стратегия, которые отбрасывают команду в начало пути, она перестраивается, учится работать в новом контексте и дальше вновь выходит на стадию перформинга. На каждом из этих этапов руководитель должен действовать по-разному, чтобы обеспечить плавный и своевременный переход с одного этапа на другой. 

Как заставить команду работать эффективно 

Управление командой очень важно для результативности ее работы. В идеальной ситуации руководитель и лидер — один и тот же человек, переключающийся между своими ролями в зависимости от необходимости.

Грамотный управленец анализирует работу команды, делает выводы о том, как поставить задачу, замотивировать, вдохновить.

Для выстраивания стратегии поведения он должен держать в фокусе происходящие в команде процессы и определять:

  • достаточно ли у участников навыков для достижения поставленной цели (это нужно отследить еще на этапе создания команды);
  • как выстроено взаимодействие в команде, способствует ли оно поддержанию здоровых рабочих отношений в коллективе;
  • как участники принимают решения и преодолевают возникающие трудности.

Участники группы ждут от руководителя поддержки и менторства, особенно на первых этапах, пока группа не стала командой. Именно от лидера зависит степень вовлеченности всех в работу. Причем повысить вовлеченность можно, если, например, поощрять группу, а не отдельных участников, проводить больше времени вместе.

На тех же этапах управленец демонстрирует свои функции, которые он никогда не делегирует и выполнение которых команда ждет исключительно от него. В первую очередь, это определение структуры, организация процессов, защита команды от внешних факторов, чтобы она чувствовала себя в безопасности и работала на позитивной ноте (это намного лучше, чем, например, мотивация страхом).

Кроме того, важно помнить, что команда — динамическая система, которая развивается, ошибается, ищет пути решения, исправляется и так далее. Каждый из этих этапов лидер должен проживать вместе со всеми: только путем стимулирования осознанности и побуждения к рефлексии событие станет опытом, и команда сможет прогрессировать и совершенствоваться. Препятствиями на пути развития команды могут быть:

  • недоверие внутри нее;
  • боязнь конфликта и, как следствие, замалчивание проблем;
  • безответственность;
  • нетребовательность; 
  • безразличие к результатам.   

Одна из задач руководителя — преодолевать эти трудности, а лучше вовсе не допускать их. В команду стоит брать людей, исходя из их потенциала, а не личных качеств, в процессе работы задавать команде направление, вдохновлять, мотивировать и поощрять, а затем анализировать проделанную работу, периодически отвечая на вопросы: 

  • каковы слабые и сильные стороны команды и понимает ли их сама команда;
  • есть ли у команды коллективная воля для достижения цели;
  • есть ли четкое соответствие между целями и ценностями команды и лидера;
  • каков баланс между положительным и отрицательным конфликтами внутри команды;
  • какова способность команды к откровенному обсуждению.

Эффективность команды — тонкий лед, под который можно быстро провалиться, если потерять из виду какой-либо один фактор. Перед лидером стоит непростая задача: найти баланс между тем, чтобы получить необходимые результаты, и тем, чтобы обеспечить команде благоприятные условия работы. Но эта задача вполне осуществима, если команда и руководитель объединены одной целью.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie