На панельной дискуссии Школы управления СКОЛКОВО представители сферы устойчивого развития рассказали, что происходит с индустрией ESG в России сегодня и как ее развивать.
Новое лицо ESG в России
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

Еще год назад многие участники ESG-сферы выражали свои цели и задачи в одном направлении, сейчас участники по-разному смотрят на дальнейшее развитие повестки.

Участники дискуссии попробовали разобраться, что на самом деле происходит с темой устойчивого развития в России и чего ей не хватает для эффективного развития.

ESG и период разобщенности

Наталья Зайцева, управляющий директор ESG-дирекции, Сбер: 

Сегодня наша страна проходит хороший стресс-тест. Вся система координат, на которой фокусировался бизнес, полностью разрушена из-за сложившейся обстановки. Многие участники рынка полностью ушли из России или частично перестали функционировать, и для преодоления возможной разобщенности на ESG-рынке оставшимся участникам нужно заново выстраивать способы взаимодействия. Определенные шаги в этом направлении мы видим уже сейчас. 

Несмотря на сложившиеся реалии, те, кто развивает тему ESG в течение последних 5-10 лет, не испытывают сильной разобщенности. У них возникают вопросы о том, как сохранить и удержать ESG-повестку на должном уровне, как восстановить инфраструктуру, синхронизировать стандарты с целевыми рынками, на которые ориентируются российские компании, но серьезных разногласий между ними не существует.

Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию РУСАЛ:

Разобщенность существует между степенью патернализма в сфере ESG. Если в России мы ощущаем ослабление патернализма и нам не говорят, какие конкретно программы в социальном аспекте нам нужно реализовывать, за рубежом все не совсем так.

По моему мнению, изначально сфера ESG возникла как попытка объяснить регулятору, что компании выросли. ESG – это определенный уровень зрелости. В России в отличие от многих других стран существует прямой диалог между государством и бизнесом.

Как построен диалог между государством и бизнесом в сфере ESG

Наталья Стапран, директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития РФ:

ESG и устойчивое развитие для органов власти — это гораздо шире, чем только ESG в бизнесом смысле. Например, в 2020-2021 годах в России возникла угроза для крупного бизнеса. Как представитель власти, в тот момент я работала с международными площадками, которые требовали от нас определенных действий, чтобы отрегулировать ситуацию с европейским пограничным углеродным налогом. В 2020 году мы сделали консолидирующее действие со стороны государства и представили добровольный национальный обзор для ООН. Тогда мы не просто на что-то отреагировали, а попробовали для себя выстроить какие-то цели и задачи. 

Помимо постановки целей, государство в сфере ESG изучает развитие этой сферы в других странах. Многие требования в индустрии устойчивого развития на других рынках совпадают с требованиями на Западе и в Европе. Государство изучает и реагирует на все изменения в сфере устойчивого развития в странах, которые сотрудничают с Россией. 

Взаимодействие России с другими странами в сфере ESG 

Наталья Стапран:

Работая в конкретном регионе, нельзя забывать, что ESG-финансирование не должно быть оторвано от бизнес-задач и интересов. Когда бизнес заходит в регион, у него всегда есть багаж собственной ESG-повестки.

Андрей Шаронов, генеральный директор Альянса по вопросам устойчивого развития:

Важно понимать различия в драйверах в Европе, как в родоначальнике этого процесса, и в России. В Европе две ключевые силы: первая – группа активистов среди потребителей, защитников природы, которые не сопоставимы с российскими. Вторая – это инвестиционное сообщество. В России в большей степени драйвером является государство, если мы не говорим о небольшой группе компаний, которые давно и успешно торгуют в мире и соответствуют международным правилам.

Правительство в России должно возобновлять интерес и внимание к этой теме постоянно, чтобы российские компании могли успешно взаимодействовать с международными. У Пушкина есть фраза: «В России главный европеец – это правительство». С тех времен ничего не изменилось. Стимул ESG в России также остается правительство.

Необходимость национальных стандартов ESG

Наталья Стапран:

Многие нормы в СССР были на очень высоком уровне. У нас всегда были требования. Последние несколько лет, напротив, Россия прилагает много усилий, чтобы убрать нормы, которые мешают развитию бизнеса. У нас всегда стоит вопрос: будут ли новые требования выступать барьером для развития предпринимательства. Для государства здесь главное – это выдерживать баланс.

Российские подходы в сфере ESG будут пересматриваться. Возможно, они не до конца будут отвечать требованиям ООН, но будут важны для правильного функционирования российского бизнеса. Конечно, при этом нужно следовать объективным нормам, которые касаются экологии, социальных прав и так далее.

Также России необходимо работать в международном пространстве и в кругу единомышленников, у которых есть общий бизнес, формировать нормы и критерии. 

Наталья Зайцева:

Перенимать международные стандарты на российский бизнес — это попытка после первого юношеского спортивного разряда получить сразу мастера спорта. Из-за определенного недостатка данных, конкретных параметром и индикаторов в сфере ESG сложно оценить прогресс устойчивого развития. 

Пока не возникнет четкая система индикаторов, бесполезно внедрять какие-то международные стандарты. В противном случае, мы никогда не сможем оценить эффективность их работы и качественно ими управлять. 

Возможности развития ESG

Наталья Зайцева:

Основная наша возможность – сформировать те самые стандарты, а затем смотреть, как они могут синхронизироваться с внешними рынками. При этом, возможно, часть внешних рынков окажется гибкой и готовой к диалогам относительно синхронизации стандартов. 

Ирина Бахтина:

Нужно найти ответы на следующие вопросы: всегда ли регулятор уверен, что предложенные им меры в сфере ESG действительно нужны, и всегда ли предложенный механизм сам отвечает стандартам устойчивого развития. Необходимо создать экспертизу, которая бы смогла давать ответы на эти вопросы.

Механизмы и стандарты для бизнеса при продвижении устойчивого развития

Андрей Шаронов:

В 2021 году правительство стало активизировать свою нормативную базу. Тогда национальная повестка стала развиваться медленно и без особого запроса, потому что большинство компаний, которые работали на международных рынках, ориентировались не на российские стандарты. 

В сложившейся ситуации России нужно возобновить национальную повестку с учетом того, что существуют тенденции к конвергенции стандартов. Следовательно, нужно делать что-то национальное по форме, а не по содержанию.

Также необходимо создавать пространство для национального регулирования. Например, в Альянсе по вопросам устойчивого развития у нас есть разноуровневые компании. Есть те, которые 11 лет формируют нефинансовую отчетность по международным стандартам и даже аудируют, а есть те, у которых даже нет сотрудников, которые занимаются этой темой. Эту разницу между компаниями в сфере устойчивого развития нужно сокращать. При этом стоит держать в голове, что национальное регулирование должно быть близко к восточному и западному. Они, в свою очередь, думают о возможной конвергенции.

Ирина Бахтина:

Обязательно нужно, чтобы государство было заинтересовано в том, чтобы его окружали более-менее проверенные компании. Сейчас в большинстве случаев государство при осуществлении закупок ориентируется на цену, а не на финансирование собственной экономики. Изменение в данной сфере, с точки зрения регуляторики, даст сильный толчок в масштабах страны.

Нехватка метрик ESG

Наталья Зайцева:

С одной стороны, нужно понять, как работают уже имеющиеся показатели исправить неточности в данных. Например, в сфере раздельного сбора отходов есть показатели, но они показываю не то, что нужно, поэтому стоит проанализировать, подходят ли показатели для выполнения своих задач или нет.

С другой стороны, нужно увеличивать количество статистических данных. Часто возникает такая ситуация: понятно, что мерить, иногда понятно, как измерять, но никто этого не делает. Нужно выделить показатели, которые не измеряются, продумать методики по их измерению и внести их в оборот.

Наконец, впоследствии можно внедрить дашборды. С их помощью население сможет мониторить обстановку, связанную с устойчивым развитием.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie